Логоритмика в "Каркуша" Мытищи для детей с 3 до 4 лет
Логоритмика — это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения движений, музыкального ритма и слов.
Несмотря на то, что как инструмент коррекционной работы этот метод применяется сравнительно недавно, польза ритмичных движений, выполняемых в определенном темпе, отмечалась уже много лет назад.
Речь представляет собой сложный процесс скоординированной работы органов дыхания, слухового и зрительного восприятия, артикуляционного аппарата и нервной системы. Задача логоритмики — сделать работу этой системы целостной и стабильной.
Логоритмические занятия результативны в двух направлениях:
- речевой активности,
- неречевой активности.
Стимулирование неречевых процессов подразумевает улучшение общей моторики, координации движений, мышечного тонуса, функций высшей психической деятельности — внимания, памяти и т.д.
Для коррекции речевой деятельности ведется работа по развитию дыхания, ритма речи, фонематического слуха, артикуляционной моторики.
Чем полезны занятия
В последнее время специалисты все чаще отмечают у детей сочетание отставаний в речевом и двигательном развитии. Ритмические движения с произнесением текста идеально справляются с этой проблемой:
- развивается моторика и координация движений, улучшается контроль над движениями;
- устанавливается правильное речевое дыхание;
- тренируется слуховое восприятие — как музыкального слуха, так и фонематического;
- нормализуется психическое состояние у детей, улучшается мышечный тонус;
- улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- развивается речевая моторика, улучшается артикуляция.
Как мы занимаемся
Структура логоритмического занятия подчиняется этим задачам, включая все необходимые элементы:
- Ходьба, бег, упражнения на общую моторику обеспечивают развитие мышц и координации.
- Дидактические игры под музыку или с использованием музыкальных инструментов служат для развития чувства ритма, внимания, памяти и стимулирования активного словаря.
- Пальчиковая зарядка, песни с подключением движений рук помогают улучшить мелкую моторику, стимулировать развитие речи.
- Артикуляционная гимнастика направлена на улучшение работы речевого аппарата и устранение нарушений в произношении звуков.
- Использование чистоговорок и скороговорок в играх, специальных дыхательных упражнений улучшают произношение и контроль за дыханием по время речи.
- Игры с элементами словотворчества способствуют развитию активного и пассивного словарного запаса у детей, развивают мышление и чувство родного языка.
- Коллективные игры помогают детям социализироваться, развивают эмоциональную и психическую сферы, улучшают настроение.
Замечательное достоинство логоритмики как метода коррекции — это доступность, присутствие положительных эмоций во время занятий и гибкость использования для специалистов. Не все элементы, описанные выше, должны присутствовать на уроке в обязательном порядке. Логопед, ориентируясь на задачи, стоящие перед ним, строит собственный план занятий.
- Основным принципом является подражательная деятельность. Педагог показывает движения и проговаривает стихотворный текст, а дети повторяют. Предварительно слова не заучиваются, они постепенно запоминаются в процессе занятий.
- Никаких сложных танцевальных па или длинных текстов! Отличительная особенность логоритмики — легкость выполнения и доступность для каждого ребенка.
- Обычно занятия проводятся пару раз в неделю, но в случае необходимости логопед назначает дополнительные упражнения. К примеру, при заикании придется заниматься немного чаще.
- Длительность самого урока — около получаса. Однако в течение занятий сами упражнения не занимают много времени, сменяясь одно другим. Таким образом удается «охватить» все проблемные аспекты.
- Обязательно проведение упражнений под музыку. Она задает темп движениям и речи, а также создает положительный настрой у детей.
- Занятия должны быть детям в радость. В процессе используются различные игрушки, музыкальные инструменты, элементы костюмирования.
- Обязательна опора на лексические темы. Сложность тестов корректируется в зависимости от навыков у детей и должна идти от простого к сложному.
- Подбор упражнений подстраивается под индивидуальную необходимость. Здесь нет жесткого набора элементов. Если что-то не получается, берется более легкое упражнение, но увеличивается акцент на данную проблему.
В группе или индивидуально?
Если у ребенка нет ярко выраженных проблем, требующих серьезной коррекции, а логоритмика используется для улучшения моторики и общих речевых функций, заниматься можно и в группе. Дети с удовольствием притопывают и прихлопывают под музыку, поют и проговаривают стихи.
В группе получается веселее и интереснее. Кроме того, коллективные игры могут полезны для социализации детей, не склонных к общению.
Однако в случае, когда ребенку необходим упор на конкретные упражнения, важно чтобы занятия проходили по соответствующей программе. Если вам предлагают индивидуальные уроки логоритмики — не стоит отказываться. В таком режиме план работы всегда корректируется под требования состояния ребенка, а значит и результат будет намного заметнее.
Сообщения не найдены