Урок труда возвращен как обязательный предмет в школу. ​Как относиться к этому? ​

12/06/2023

Государственная Дума приняла поправку о введении обязательного урока труда в школах с 1 сентября 2024 года. 

Кто-то скажет: "У детей каждый день по 6-7-8 уроков, а тут еще и труд!" или "Когда готовиться к ЕГЭ?" 

Давайте разбираться, действительно ли урок труда нужен в современной школе?  И возможно ли образование и воспитание ребенка без трудовой деятельности? 

Сейчас многие вспоминают советское время, когда уроки труда были в школьном расписании практически до 9 класса. Ребят делили на две группы: мальчики занимались столярным делом, что-то мастерили, ремонтировали. А девочки учились делать выкройки, пришивать пуговицы и шить одежду. Также девочки занимались кулинарией, учились готовить салаты, супы, десерты и даже жарить картошку. 

Плюс была трудовая практика - регулярные дежурства в классе, когда каждую неделю ученики по очереди подметали и мыли полы в классе, поливали и ухаживали за растениями. Неловко признаться, но я научилась мыть полы именно в школе:) 

Труд является необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко - великий педагог, признанный во всем мире. Один из людей, кто изменил педагогическое мышление в ХХ столетии.

После революции 1917 года на улицах нашей страны оказались сотни тысяч сирот и малолетних правонарушителей. Перед Антоном Семеновичем стояла непростая задача воспитания и обучения этих детей. Он был назначен руководителем Колонии им.Горького близ Полтавы. Сложно представить более трудной педагогической задачи, чем воспитание несовершеннолетних преступников! Естественно, эти ребята не имели опыта жизни в семье, соблюдения режима и обучения в школе. Основными методами воспитания Макаренко были строгая дисциплина коллектива и общий труд.

В колонии им.Горького практически все было организовано общими усилиями коллектива и сделано самими ребятами. В непростое послереволюционное время руководителю и воспитанникам колонии надеяться было не на кого, кроме как на себя. Поэтому ребята своими руками обустраивали дом для жизни, учебные классы, разбивали огород, где выращивали не только овощи - фрукты, но и цветы. В коммуне им.Дзержинского, которую Макаренко возглавил в 1927 году даже было организовано высокотехнологичное для того времени производство фотоаппаратов, в том числе и оптических линз.

А.С. Макаренко отмечал, что важен не столько сам труд, но и то, как он организован. Совместная деятельность осуществляется для достижения общей цели. Это должна быть цель, достаточно значимая для коллектива. При этом, подростки в коммуне работали не больше четырех часов. 

Уроки трудового воспитания А.С. Макаренко

Итак, один из главных принципов воспитания Макаренко - общий совместный труд для достижения поставленной цели и совместная организация труда. Давайте вспомним принципы великого педагога, которые касались трудовой деятельности. 

  • Воспитание сложно представить себе без труда. Труд – является основным инструментом воспитательного воздействия.
  • Трудовая деятельность не должна идти в ущерб обучению и образованию. Воспитанник / ребенок должен иметь определенную цель, для достижения которой необходимо приложить усилие и упорство. Достигнув цель, он не должен останавливаться.
  • Хорошо, когда человек получает удовольствие от труда и относится к работе с любовью. Ведь труд является основной формой проявления личности и таланта.
  • В трудовом усилии происходит нравственное воспитание и подготовка. Человек должен получать духовное развитие от труда.

Хорошо, если в младшем возрасте ребенок имеет определённые обязанности. Такой детский труд может напоминать игру, а малыш, например, отвечать за порядок, чистоту своего уголка и игрушек. Первые обязанности и поручения дошкольнику позволяют почувствовать уверенность,  сказать себе "Я могу!" 

Очень интересная и в чем-то необычная для нашего времени мысль - нельзя наказывать трудом, а поощрять – праздностью. «В системе воспитания Макаренко, наоборот, от труда отлучали за провинность. Если ребята что-то плохое сделали, им говорили, не подходите к нам, уходите в спальню. Происходило отстранение от общего дела,» - вспоминает доктор психологических наук Виктор Иванович Слободчиков.  Который называет себя "внуком А.С. Макаренко". Дело в том, что Виктор Иванович является воспитанником С.А. Калабалина - самого известного ученика и последователя Макаренко. Слободчиков вспоминает, как в интернате, где жили ребята, вешали объявление: "Товарищи мужчины! Записываемся на копание траншеи". И было большой честью попасть на эти работы. 

Трудовая деятельность объединяет и позволяет каждому человеку: ребенку, подростку, взрослому проявить себя. 

"Труд для других" В.И. Слободчиков

Виктор Иванович Слободчиков отмечает, что отсутствие трудовой деятельности у современных детей – это серьезная проблема: «Современные дети не умеют трудится – их выращивают как социальных инвалидов». Часто именно родители способствуют такому положению дел: не привлекают к совместной деятельности и даже элементарно к работе по дому. Мамы и бабушки стремятся многое делать сами. Или зачастую за порядком в доме следит помощница по хозяйству, а готовит повар. Родители современных ребят, скорее всего, сталкивались с такой  ситуацией, когда их ребенок заказывает курьерскую доставку еды. При том, что дома стоит холодильник, заполненный до отказа продуктами. Знакомая ситуация? Мамы и папы могут даже поощрять такую "социальную инвалидизацию"- только бы ребенок был сыт и ничто не отвлекало его от сложной учебы. Как результат, 15-17 летних «деток» приходится уговаривать навести порядок хотя бы на своем письменном столе.

При этом, В.И. Слободчиков подчеркивает важность практики «делания для другого». Когда ребенок что-то делает не для себя любимого, а, например, для членов семьи, друзей, знакомых и даже не знакомых людей. Понятие дома и семьи предполагает, что дети многое делают сами: например, покупают продукты, готовят, наводят порядок в квартире – в своей комнате и общих помещениях, убирают санузел и выполняют поручения. 

Кстати, в Православии есть метод борьбы со скорбями – бескорыстная помощь другим. Вовлечение детей в волонтерскую деятельность не только согревает их душу, но и формирует большое сердце. Для психологического здоровья особенно полезна деятельность, при которой человек сразу видит результат своего труда. Это может быть приготовление пищи, уборка, творческая деятельность, помощь другим.  

У наших детей не так много возможностей проявить себя в трудовой деятельности. Для домашней работы практически в каждом доме есть техника и гаджеты (пылесос, стиральная машина и др.) Современные дети практически ни в чем не нуждаются - у них есть все необходимое: крыша над головой, одежда, еда, развлечения и многое другое. И по большому счету им ничего не нужно. Несложно представить результат - вырастают молодые потребители, которые не могут выполнять элементарные бытовые обязанности. Про ответственность за другого и  зрелость говорить не приходится! Решение - с раннего возраста привлекать детей к общему делу. Дать возможность почувствовать удовлетворение и радость, уверенность в своих силах от результата труда.   

А как вы считаете, нужен ли урок труда для детей в школе?  

Забота о детском развитии, inRing

Комментарии
Есть над чем задуматься...
Убеждена, что при разумной подаче и при поддержке родителей уроки труда понравились бы младшим школьникам. Но в целом труд мало уважаем в обществе (как мне кажется). Начиная с мультиков и игр современным детям демонстрируют, что жизнь заполняется общением, путешествиями, приключениями, но не трудом.
Написать отзыв