Что такое гармоничное развитие ребенка

Январь 3, 2025

Гармоничное развитие ребенка - это формирование личности в полноте физического, интеллектуального и духовного развития.

Результатом гармоничного развития являются не столько хорошее поведение и положительные оценки в школе, или победы в олимпиадах и конкурсах, послушание родителей, поступление в топовый ВУЗ. Хотя это тоже может быть:) Мы предлагаем посмотреть на процесс становления личности ребенка немного шире. А результатом взросления предлагаем считать способность брать ответственность, принимать решения и выстраивать собственную счастливую жизнь.

Принципы гармоничного развития личности

  1. Умеренность родительской активности развития
  2. Уделять время и внимание детям
  3. Научить учиться
  4. Учитывать индивидуальные особенности детей
  5. Ограничить использование гаджетов
  6. Поддерживать автономию
  7. Формировать круг развития ребенка

Раскроем каждый из принципов. Начнем с самого начала.

Гармоничное развитие ребенка

1. Умеренность родительской активности развития

Умеренное раннее развитие, ранее развитие "без фанатизма".

Прекрасно понимаю родителей, которые стремятся начать учить малыша как можно раньше. Хочется дать всестороннее развитие и записать ребенка на огромное количество полезных занятий и кружков. Как можно раньше, больше, лучше - все для гармоничного развития любимого чада!

Нам – родителям сложно устоять перед большим числом предложений на рынке детского образования и развития. Так много всего интересного и важного! Но важно чувствовать меру и не перегружать занятиями - курсами малыша в ущерб физическому и психологическому здоровью.

Дайте детям время, когда можно самим выбрать, чем заняться и даже ничего не делать. Разумеется, в эти часы ребенок не должен сидеть в телефоне. Свободное время для малыша – это возможность мечтать и фантазировать, а может рисовать и лепить, или с любимыми игрушками и создавать свой мир. Психологи утверждают, что развитие происходит как раз в этот самый период паузы.

2. Уделять время и внимание детям

Это основа и базовый фактор гармоничного развития ребенка.

Если малыш чувствует отделенность от родителей, то возникает ощущение, что его не любят. Дальше может появиться множество психологических проблем.

Родительское внимание — это способность родителей проявлять интерес к жизни, чувствам, мыслям и действиям своего ребенка. Учитывать его индивидуальные особенности, потребности и желания, а также выражать свою любовь, заботу и поддержку. Это способствует формированию у ребенка самоуважения, позитивной самооценки и доверия к себе. Ребенок, который чувствует, что его любят и ценят за то, что он есть, уверен в своих силах и способностях, не боится ошибаться и пробовать новое.

3. Научить учиться

Поддерживать природную любознательность, с которой малыш рождается.

Это качество позволяет познавать окружающий мир, открывать новое. Замечали, как часто дети 4-5 лет задают вопросы и с каким интересом ищут ответы, с большой радостью фантазируют и экспериментируют?

Что делать родителям, чтобы любознательность не угасла по мере взросления?

Помогайте ребенку познавать мир – не проходите мимо его вопросов. А наоборот, с радостью отвечайте на них, уделяйте достаточное время и внимание – пусть разговоры станут традицией и объединяют вас вокруг общих интересов.

Также поощряйте и поддерживайте процесс познания. Если ребёнку что-то интересно, и он пытается исследовать – показывайте, что это действительно важное занятие. В меру сил помогайте и давайте возможность пробовать новое.

И самое главное – своим примером прививайте интерес к познанию нового. Если дети регулярно видят родителей, читающих книги или изучающих новое, то развитие станет одной из ценностей вашего ребенка.

4. Учитывать индивидуальные особенности детей

Мамы часто спрашивают, в какой кружок или секцию отдать малыша? Бывает, что родители следуют модным тенденциям при выборе. Или отправляют ребенка в секцию тенниса или горнолыжного спорта потому, что подруги записали своих детей в секцию.

Наблюдайте за ребенком – какие игры он выбирает и почему, что его интересует, любит ли быть среди сверстников или предпочитает одиночество? Когда вы стремитесь понять индивидуальные особенности ребенка и параллельно изучаете различные направления спортивных занятий, творческих и интеллектуальных кружков - материнская интуиция непременно подскажет, с чего лучше начать.

Но индивидуальный образовательный трек ребёнка может и должен корректироваться. Это совершенно нормально! Если меняются интересы, физические особенности, мотивация, то стоит пересмотреть намеченные ранее результаты. Может так получиться, что, к примеру, сын откажется посещать занятия по плаванию. Вроде ему нравится ходить в бассейн, он подружился с ребятами, но тренер пару раз сделал жёсткие замечания. Тут важно понять истинную причину и когда причина найдена, то можно обсудить ее с преподавателем или перейти в другую группу.

5. Ограничить использование гаджетов

Мы не будем останавливаться на теме вреда гаджетов для детей – это очевидно почти для каждого. При этом, проблема существует и важно понимать, как мы можем уменьшить негативное воздействие и не допустить цифровую зависимость.

Если у вас маленький ребенок, не используйте телефон или планшет для того, чтобы успокоить или накормить его. Дети в возрасте до 7 лет, как правило, слушают взрослых. Следует объяснить малышу, что телефон — это исключительно рабочий инструмент мамы и папы. При этом, родителям самим необходимо уменьшить продолжительность проводимого в гаджетах времени, особенно, когда дети с вами.

Второе, по возможности, отодвиньте момент появления собственного телефона у детей. Нет никакой необходимости покупать первокласснику смартфон. Ближе к 9-10 годам у ребенка может появится первый кнопочный телефон. Кстати, основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс не разрешал своим детям до 14 лет пользоваться смартфонами.

Родителям важно устанавливать четкие правила и ограничения по времени использования гаджетов.

Но самый эффективное решений – наполнение жизни ребенка содержательными и интересными событиями. Развитие интереса к литературе, музыке, спорту и другой деятельности. Это непростая, долгая работа, но это единственный путь для формирования мышления ребенка.

6. Поддерживать автономию

В современной семье родители зачастую создают избыточно тепличные условия жизни. Не редкость, когда детей привозят в школу на автомобиле, ограждают от домашних обязанностей, нанимают педагогов и репетиторов. Не спорим, что бывают ситуации, когда это допустимо и даже необходимо. Но нередко мы, родители просто боимся за детей, пытаемся везде «подстелить соломку», сделать что-то за них.

У ребенка должно быть какое-то пространство для нового опыта, самостоятельности и проявления себя. Следует находить баланс: объяснять, устанавливать разумные ограничения по возрасту. При этом, если у детей есть запрос на самостоятельность, то можно постепенно передавать ее. Если получается, ребенок справляется, то дайте чуть больше самостоятельных дел.

Конечно, исследование окружающего мира может происходить вместе с родителями. Когда семья идет в поход, папа берет сына на рыбалку или в экспедицию. К примеру, Илон Маск всерьез обеспокоен тем, что у его детей комфортная, лишенная любых трудностей жизнь. Он организует для ребят походы, чтобы они учились справляться со сложностями, например, самостоятельно готовить, ставить палатки, терпеть усталость. По сути, он в целях воспитания детей создает приключения и некоторые трудности.

Это хорошее решение, когда преодоление трудностей создает условия для формирования не только самостоятельности и ответственности подрастающего человека, но и укрепляет внутренний стержень. Мы, как родители, стремимся вырастить самодостаточных и жизнестойких детей, которые смогут принимать решения и нести ответственность за себя и в будущем – за свою семью, проживать невзгоды, строить собственную жизнь.

7. Формировать круг развития ребенка

Исследования психологов показывают: чем больше надежных, позитивных людей в жизни ребенка, тем шире его социальное и эмоциональное развитие.

Более того, желательно целенаправленно формировать круг развития ребенка.

Как это сделать?

Постепенно включать в окружение людей, кто поможет формировать, развивать интересы и личность ребенка. Такие люди могут появиться сами. Им может стать учитель в школе, тренер в секции или педагог в творческой студии. При этом, можно и нужно управлять этим. Если у вас есть друг семьи, мнение которого значимо для вашего ребёнка, то приглашайте его почаще в гости. Для моих детей часто приглашенные педагоги и репетиторы становились наставниками и даже добрыми друзьями.

То же касается и сверстников. Если вы видите, что в школе у ребенка нет хороших товарищей. В такой ситуации можно записать его на курсы, в кружок или секцию, где детей объединяют общие интересы.

- - -

Перечисленные принципы гармоничного развития ребенка связаны друг с другом. И если начать включать один или два, то остальные – непременно подтянутся.

В качестве резюме, предлагаем короткое правило по направлениям развития ребенка.

  • Спорт и интеллектуальное развитие - смело можно отдать "на аутсорсинг": в спортивных секциях и на курсах.
  • Социализация происходит, прежде всего, в семье в школе, среди друзей и в коллективах сверстников.
  • Воспитание ценностей и духовное развитие – это ответственность родителей и семьи.

Венера Кагирова,

Круг развития inRing.ru

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв