Гармоничное развитие ребенка - это формирование личности в полноте физического, интеллектуального и духовного развития.
Результатом гармоничного развития являются не столько хорошее поведение и положительные оценки в школе, или победы в олимпиадах и конкурсах, послушание родителей, поступление в топовый ВУЗ. Хотя это тоже может быть:) Мы предлагаем посмотреть на процесс становления личности ребенка немного шире. А результатом взросления предлагаем считать способность брать ответственность, принимать решения и выстраивать собственную счастливую жизнь.
Раскроем каждый из принципов. Начнем с самого начала.
Умеренное раннее развитие, ранее развитие "без фанатизма".
Прекрасно понимаю родителей, которые стремятся начать учить малыша как можно раньше. Хочется дать всестороннее развитие и записать ребенка на огромное количество полезных занятий и кружков. Как можно раньше, больше, лучше - все для гармоничного развития любимого чада!
Нам – родителям сложно устоять перед большим числом предложений на рынке детского образования и развития. Так много всего интересного и важного! Но важно чувствовать меру и не перегружать занятиями - курсами малыша в ущерб физическому и психологическому здоровью.
Дайте детям время, когда можно самим выбрать, чем заняться и даже ничего не делать. Разумеется, в эти часы ребенок не должен сидеть в телефоне. Свободное время для малыша – это возможность мечтать и фантазировать, а может рисовать и лепить, или с любимыми игрушками и создавать свой мир. Психологи утверждают, что развитие происходит как раз в этот самый период паузы.
Это основа и базовый фактор гармоничного развития ребенка.
Если малыш чувствует отделенность от родителей, то возникает ощущение, что его не любят. Дальше может появиться множество психологических проблем.
Родительское внимание — это способность родителей проявлять интерес к жизни, чувствам, мыслям и действиям своего ребенка. Учитывать его индивидуальные особенности, потребности и желания, а также выражать свою любовь, заботу и поддержку. Это способствует формированию у ребенка самоуважения, позитивной самооценки и доверия к себе. Ребенок, который чувствует, что его любят и ценят за то, что он есть, уверен в своих силах и способностях, не боится ошибаться и пробовать новое.
Поддерживать природную любознательность, с которой малыш рождается.
Это качество позволяет познавать окружающий мир, открывать новое. Замечали, как часто дети 4-5 лет задают вопросы и с каким интересом ищут ответы, с большой радостью фантазируют и экспериментируют?
Помогайте ребенку познавать мир – не проходите мимо его вопросов. А наоборот, с радостью отвечайте на них, уделяйте достаточное время и внимание – пусть разговоры станут традицией и объединяют вас вокруг общих интересов.
Также поощряйте и поддерживайте процесс познания. Если ребёнку что-то интересно, и он пытается исследовать – показывайте, что это действительно важное занятие. В меру сил помогайте и давайте возможность пробовать новое.
И самое главное – своим примером прививайте интерес к познанию нового. Если дети регулярно видят родителей, читающих книги или изучающих новое, то развитие станет одной из ценностей вашего ребенка.
Мамы часто спрашивают, в какой кружок или секцию отдать малыша? Бывает, что родители следуют модным тенденциям при выборе. Или отправляют ребенка в секцию тенниса или горнолыжного спорта потому, что подруги записали своих детей в секцию.
Наблюдайте за ребенком – какие игры он выбирает и почему, что его интересует, любит ли быть среди сверстников или предпочитает одиночество? Когда вы стремитесь понять индивидуальные особенности ребенка и параллельно изучаете различные направления спортивных занятий, творческих и интеллектуальных кружков - материнская интуиция непременно подскажет, с чего лучше начать.
Но индивидуальный образовательный трек ребёнка может и должен корректироваться. Это совершенно нормально! Если меняются интересы, физические особенности, мотивация, то стоит пересмотреть намеченные ранее результаты. Может так получиться, что, к примеру, сын откажется посещать занятия по плаванию. Вроде ему нравится ходить в бассейн, он подружился с ребятами, но тренер пару раз сделал жёсткие замечания. Тут важно понять истинную причину и когда причина найдена, то можно обсудить ее с преподавателем или перейти в другую группу.
Мы не будем останавливаться на теме вреда гаджетов для детей – это очевидно почти для каждого. При этом, проблема существует и важно понимать, как мы можем уменьшить негативное воздействие и не допустить цифровую зависимость.
Если у вас маленький ребенок, не используйте телефон или планшет для того, чтобы успокоить или накормить его. Дети в возрасте до 7 лет, как правило, слушают взрослых. Следует объяснить малышу, что телефон — это исключительно рабочий инструмент мамы и папы. При этом, родителям самим необходимо уменьшить продолжительность проводимого в гаджетах времени, особенно, когда дети с вами.
Второе, по возможности, отодвиньте момент появления собственного телефона у детей. Нет никакой необходимости покупать первокласснику смартфон. Ближе к 9-10 годам у ребенка может появится первый кнопочный телефон. Кстати, основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс не разрешал своим детям до 14 лет пользоваться смартфонами.
Родителям важно устанавливать четкие правила и ограничения по времени использования гаджетов.
Но самый эффективное решений – наполнение жизни ребенка содержательными и интересными событиями. Развитие интереса к литературе, музыке, спорту и другой деятельности. Это непростая, долгая работа, но это единственный путь для формирования мышления ребенка.
В современной семье родители зачастую создают избыточно тепличные условия жизни. Не редкость, когда детей привозят в школу на автомобиле, ограждают от домашних обязанностей, нанимают педагогов и репетиторов. Не спорим, что бывают ситуации, когда это допустимо и даже необходимо. Но нередко мы, родители просто боимся за детей, пытаемся везде «подстелить соломку», сделать что-то за них.
У ребенка должно быть какое-то пространство для нового опыта, самостоятельности и проявления себя. Следует находить баланс: объяснять, устанавливать разумные ограничения по возрасту. При этом, если у детей есть запрос на самостоятельность, то можно постепенно передавать ее. Если получается, ребенок справляется, то дайте чуть больше самостоятельных дел.
Конечно, исследование окружающего мира может происходить вместе с родителями. Когда семья идет в поход, папа берет сына на рыбалку или в экспедицию. К примеру, Илон Маск всерьез обеспокоен тем, что у его детей комфортная, лишенная любых трудностей жизнь. Он организует для ребят походы, чтобы они учились справляться со сложностями, например, самостоятельно готовить, ставить палатки, терпеть усталость. По сути, он в целях воспитания детей создает приключения и некоторые трудности.
Это хорошее решение, когда преодоление трудностей создает условия для формирования не только самостоятельности и ответственности подрастающего человека, но и укрепляет внутренний стержень. Мы, как родители, стремимся вырастить самодостаточных и жизнестойких детей, которые смогут принимать решения и нести ответственность за себя и в будущем – за свою семью, проживать невзгоды, строить собственную жизнь.
Исследования психологов показывают: чем больше надежных, позитивных людей в жизни ребенка, тем шире его социальное и эмоциональное развитие.
Более того, желательно целенаправленно формировать круг развития ребенка.
Постепенно включать в окружение людей, кто поможет формировать, развивать интересы и личность ребенка. Такие люди могут появиться сами. Им может стать учитель в школе, тренер в секции или педагог в творческой студии. При этом, можно и нужно управлять этим. Если у вас есть друг семьи, мнение которого значимо для вашего ребёнка, то приглашайте его почаще в гости. Для моих детей часто приглашенные педагоги и репетиторы становились наставниками и даже добрыми друзьями.
То же касается и сверстников. Если вы видите, что в школе у ребенка нет хороших товарищей. В такой ситуации можно записать его на курсы, в кружок или секцию, где детей объединяют общие интересы.
- - -
Перечисленные принципы гармоничного развития ребенка связаны друг с другом. И если начать включать один или два, то остальные – непременно подтянутся.
В качестве резюме, предлагаем короткое правило по направлениям развития ребенка.
Круг развития inRing.ru
Сообщения не найдены
Написать отзыв