Нравственное развитие детей

12/12/2023

Образование сегодня и завтра. Чему учить и как воспитывать ребенка?

Часть 1

Родители, чаще всего, не читают на регулярной основе книги по психологии и педагогике и воспитывают детей интуитивно. Если все хорошо и ожидания родителей совпадают с поведением ребенка, то нет повода для беспокойства. Но иногда ребенок начинает вести себя не совсем так, как мы, родители, представляем. Тогда мы стараемся что-то предпринять: начинаем проводить беседы, изучаем литературу, обращаемся к психологу, советуемся с друзьями и знакомыми.

При этом, как правило, мы не задаемся вопросом: "Кого мы хотим воспитать?" Причем, это вопрос не только для родителей, но также и для педагогов, воспитателей. Ответ на него определяет антропологический идеал – будущий образ Человека.

Представление о таком идеале менялось на протяжении истории нашей страны. В 1833 г. Граф Сергей Семенович Уваров, Министр Просвещения провозгласил принципы: "Православие. Самодержавие. Народность".

Граф Сергей Семенович Уваров, Министр Просвещения провозгласил принципы: "Православие. Самодержавие. Народность"

В 1874 г. Министерство Народного Просвещения утвердило цель обучения: "Возрасти умственно и нравственно, "Быть совершенным как Отец наш небесный совершенен".

Наступил 1917 год, случилась Революция и произошла смена парадигмы. Идея коммунистического воспитания стала определять систему развития подрастающего поколения. Целью советского воспитания стало формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Это широкое понятие включало такие качества, как высокая идейность, трудолюбие, духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Здесь важно то, что идеал восхождения человека, идея вертикального развития, о которой мы будем говорить далее, имеет место как в образовании до революции 1917 года в России, так и в советской педагогике.

В 1991 году в нашу страну снова пришли перемены и на вопрос: "Куда мы идем?" звучал следующий ответ: "Мы теперь станем частью великого цивилизованного запада, будет единая Европа – от Лиссабона до Владивостока". На вопрос: "Кого мы воспитываем?" Получали и до сих пор продолжаем получать ответ: "эффективного менеджера", "конкурентоспособного лидера", "успешного предпринимателя". Этот образ "успешного успеха" транслируется повсюду: в социальных сетях и средствах массовой информации, в кинофильмах, рекламе и программах бизнес-школ, на страницах глянцевых журналов. 24 февраля 2022 года случились события, которые затронули каждого и, без преувеличения, стали переломным моментом в мировой истории. Началась Специальная военная операция (далее СВО). И мы увидели на улицах наших городов совсем другие лозунги:  

Что такое Русский мир? Куда мы теперь идем? Кого мы воспитываем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с описания того, что происходит в образовании сегодня. 

Проблемы современного образования

Каждая мама или папа, учитель и воспитатель готовы долго говорить на эту тему. Но мы рассмотрим лишь некоторые из существующих проблем.

➤Школа занимается не воспитанием, а оказанием услуг.

Учитель сегодня находится в позиции обслуживающего персонала: то ли официанта, то ли гувернера, то ли репетитора. Авторитет педагога был стремительно разрушен. Ребенок и родители априори стали правой стороной. Как одно из следствий - проблемы с дисциплиной в школьных классах.

➤ Единые стандарты образования: ФГОСы и ЕГЭ определяют то, каким образом учат и как оценивают ребят. Стремление все унифицировать привело к "Безликости школ и порождению безликих выпускников, которые потом составят безликую массу населения, а не яркую мозаичность единства народа". Эти слова принадлежат Андрею Александровичу Остапенко - доктору педагогических наук, профессору Кубанского Государственного Университета. Критерии успешности школы определяются, прежде всего, успеваемостью учеников, баллами ЕГЭ и результатами олимпиад.

➤ Численность классов в общеобразовательной школе достигает порой 40-ка человек, но бывает и больше. Учитель «не видит ребенка», он видит лишь «класс». В результате мы получаем средний уровень познания и темп развития по классу.

➤ Преподаватель не может выполнять свои главные задачи – воспитывать детей и передавать знания. Он занимается контролем и формальной отчетностью. Учитель может не заметить конфликт или проявления буллинга в классе. Даже если эта проблема попадет в поле его внимания, то работающих инструментов решения таких проблем у современного учителя практически нет.

Проблемы современного образования в России

Жизнь родителей и детей в современном мире также изменилась

➤ Избыточное раннее развитие перегружает нервную систему ребенка.

Современные мамы и папы стремятся начать развитие малыша буквально с пеленок. К тому же на рынке образовательных услуг много заманчивых, интересных развивающих программ для детей и устоять совершенно невозможно.

Пример из жизни: мама гордится дочкой, которая в 1,5 года говорит и считает до 80 на английском языке. Хотя малышка еще не освоила родной язык.

➤ Родители много работают и не успевают заниматься детьми

Жители городов пребывают в состоянии постоянной гонки и суеты: напряжённая работа, стресс, пробки, домашние хлопоты – все это забирает много времени и сил. И даже мамы, которые сидят дома, должны успеть многое: хорошо выглядеть, иметь стройную фигуру, развиваться, поддерживать порядок и вкусно готовить. Родители крутятся, словно белки в колесе! Когда и как им уделять внимание ребенку?

Родители заняты

➤ У детей есть практически все и им, по большому, счету ничего не нужно. Здесь мы говорим, прежде всего, о городских жителях среднего класса и обеспеченных семьях.  

Дети нашего времени имеют лучшие условия жизни и образовательные возможности по сравнению с мальчиками и девочками всех предшествующих исторических периодов. У современных детей достаточно продуктов питания, есть необходимая одежда и крыша над головой. Многие посещают кружки и секции дополнительного развития. Школьникам доступно образование в различных форматах: очно, онлайн и даже индивидуально. Ребенок имеет телефон, планшет или компьютер, он может найти в интернете любой образовательный контент и самую редкую книгу. Но лишь немногие дети пользуются этими возможностями.         

➤ "Ребенок вместо чтения потребляет цифровой контент и его мозг упрощается," - отмечает Т.В. Черниговская, доктор биологических наук и филологических наук, академик РАО. Вероятно, такова оборотная сторона цифровизации, которая настигла современное подрастающее поколение. Все очень просто - развлекательный контент доступен, привлекателен и дарит быстрое удовольствие. Он буквально подкарауливает неокрепшее сознание ребенка повсюду: на экране телевизора, в социальных сетях, интернете. Для чтения книг необходимо прилагать усилие - ребенку лень и не всегда понятно, зачем читать произведения Пушкина, Толстого, Чехова и эти сложные романы Достоевского? В интернете можно найти сокращенную версию любой книги и прочесть ее за 15-20 минут.

➤ Цифровые навыки подменили социальные и коммуникативные, детям трудно общаться и разрешать конфликтные ситуации. У них нет навыков формирования и урегулирования личных отношений.

➤ Гаджеты, мессенджеры и социальные сети заменили живое общение. Высокая нагрузка в школе, дополнительные занятия, репетиторы и как результат - у ребят все меньше реального общения, они мало гуляют на улице. Личная дистанция становится все больше. Наши дети не могут без предварительной договоренности зайти в гости к товарищу, как это было в нашем советском детстве. Итог: современные подростки часто испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками и не умеют конструктивно решать конфликтные ситуации.

➤ Размывается система нравственных ценностей и ориентиров, представлений о добре и зле. После 1991 года такие понятия как дружба, взаимовыручка, товарищеская помощь постепенно начали замещать идеи лидерства, индивидуализма и конкуренции, приоритета частных интересов над общественными. На смену ценностям заботы, милосердия, взаимного уважения стали приходить политкорректность, толерантность и терпимость...

Развиваем компетенции 

Современные родители развиваются, читают книги, учатся в бизнес-школах и мыслят в гораздо более широкой рамке, чем рамка общеобразовательной школы. Различные эксперты рассуждают о важности развития широкого спектра компетенций ребенка: от концентрации внимания до предпринимательских навыков, эмоционального интеллекта, лидерских качеств, soft skills, навыков 4К и многих других (см. рисунок 1).

Что об этом думали и говорили великие отечественные педагоги и психологи разных лет? 

Основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский писал: "Человек может знать тригонометрию, болтать на двух и даже трех языках, зазубрить исторический и географический учебник... и остаться человеком вполне безнравственным". В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения Ушинского, но его слова актуальны как никогда.

И далее слова Юлии Борисовны Гиппенрейтер, доктора психологических наук, автора популярных книг о воспитании:"...успех социально-деятельностный отвлекает ребенка и родителей от успеха внутреннего. Какой человек формируется? Что для него главное?" И добавляет: "Амбиции родителей и жажда успеха подменяют главное - формирование нравственной личности". 

Важность ценностного и нравственного воспитания детей отмечают не только российские педагоги и психологи. Клаудио Наранхо – доктор медицины из Латинской Америки, всемирно признанный авторитет в области психологии - отмечает, что ценности успеха, социального статуса, эффективности и продуктивности порождают конкуренцию и индивидуализм, амбициозность и напористость, доминирование и, зачастую, насилие. Он говорит: "Необходимо целостное воспитание в определенной системе человеческих ценностей в противовес культу успеха, социального статуса, эффективности и продуктивности".

В статье использованы материалы лекций и статей Андрея Александровича Остапенко - доктора педагогических наук, профессора Кубанского Государственного Университета.

Статья "Стратегия развития ребенка – смыслы и целевой результат" 

Часть 1, Часть 2, Часть 3

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв