Новая нормальность, новый мир: что нас ждет?
Привычный мир сломался и наступила новая нормальность - мир TACI ©️ Автор концепции Сергей Дерябин.
Мы думаем о том, как подготовить детей к неизвестности, с которой они столкнутся? Не умея предвидеть будущее, мы стелим соломку там, куда нам подсказывает жизненный опыт и интуиция. Но основная проблема в том, что мы опираемся на наш прошлый опыт, но это будет уже даже не вчерашний, а позавчерашний день для подросшего ребенка. Мы не можем сейчас сказать точно, какая жизнь ждет наших детей. Можем лишь строить предположения.
По мнению психологов, и с ними сложно не согласиться, современная школа не стремится развивать в детях навыки будущего. Ведь идеальный ученик на уроке – это «немой и парализованный», то есть тот, кто не создает проблем своими излишними коммуникациями и передвижениями в классе. Поэтому, если ваш ребенок говорит, что ходит в школу «потусоваться с друзьями», то не спешите его ругать. Возможно, он прокачивает правильный навык.
Современные исследователи называют навыки будущего 4К:
- Коммуникативная компетентность
Психологи и бизнес-тренеры говорят, что сейчас не только и не столько важен традиционный интеллект для успешной карьеры. Как способность выстраивать отношения с окружающими.
Дети общаются в школе и пробуют различные модели на перемене. На уроках, как водится, необходимо молчать, если тебя не спрашивает учитель.
- Кооперация
Кооперация – это способность согласованно действовать с другими людьми, распределяя обязанности с учетом ключевых компетенций. В бизнесе при решении задач коллеги чаще всего распределяются по ролям: один генерит идеи, другой выражает оценочное мнение, третий подбадривает, четвертый выполняет поставленные задачи и т.д. Это очень эффективная рабочая модель, приносящая прибыль компаниям. Но в нашей школе очень мало групповых форм работы. Поскольку не все учителя представляют, как оценивать групповую работу, ведь списывание у соседа традиционного наказывалось. Хотя, при совместных действиях, у того, «кто списывает» и просит помощи одноклассника, есть гораздо больше шансов усвоить материал после объяснения товарищем.
- Креативность
Настоящая креативность – это разрыв шаблонов и выход за рамки!
Как бы школа ни хотела помочь детям развивать творческие качества, это сложно сделать в рамках массового образования. Ученикам позволительно проявлять креативность в узких рамках: рисунок на заданную тему, сочинение по строгой структуре и образцу… Отступление от нормы ведет к снижению оценок (самый яркий пример – ЕГЭ) и, как следствие, мотивации ребенка.
- Критическое мышление
Помогает ребенку анализировать и сомневаться, принимать взвешенные решения и обдуманно относится с сомнительным предложениям сверстников.
Школе, к сожалению, нужны удобные и послушные ученики, поэтому помочь развить эту компетенцию – важная задача родителей.
Психологическое здоровье малыша - основа всех основ
Важно не забывать, что основная задача родителей - помочь ребенку сохранить психологическое здоровье. Часто причины детских неврозов и неуверенности в себе кроются именно в отношениях с близкими. Важно оказывать поддержку ребенку в различных жизненных ситуациях, транслировать любовь и принятие, создавать возможности для развития. Для этого важно обуздать свои чрезмерные материнские или отцовские требования и ожидания от малыша. Не забывайте, что такие качества, как уверенность вашего ребенка в себе, способность выдерживать стрессы и восстанавливаться после них – являются ключевыми в нашем новом, быстро меняющемся мире.
По мотивам лекции Людмилы Петрановской «Воспитание с видом на будущее» на youtube-канале Правмир