Окружение и духовное развитие ребенка

12/21/2023

Круг развития

Часть 3

Социальная среда сегодня не предполагает целенаправленного формирования человека и его системы ценностей.

Родители нередко отмечают негативное влияние сверстников на ребенка, следствием которого становится снижение мотивации, лень, зависимость от гаджетов и другие неприятные поведенческие проявления. При этом, не всегда просто поменять окружение, например, перейти в другую школу. Родители хотели бы, чтобы дети общались с умными, талантливыми, интересными ребятами, с которыми хочется читать новые книги, обсуждать идеи, ходить на выставки, всесторонне развиваться. Здесь решением может стать расширение круга общения - формирования окружения с помощью дополнительных занятий, кружков и спортивных секций, выездных лагерей и стажировок.   


Каждый ребенок включен в несколько кругов развития:

  1. Семья - самый первый и близкий круг.
  2. Школа
  3. Социум (вне школы) - это люди, которые окружают ребенка на дополнительных занятиях, во дворе и в лагерях.
  4. Авторитеты (значимые взрослые)
  5. Друзья родителей, спортивный тренер или репетитор могут оказать существенное влияние на воспитание и развитие детей. Найти таких взрослых Учителей и старших товарищей одновременно – большая удача.

  6. Значимые события и контекст

Эти круги пересекаются и существуют одновременно, но каждый выходит на первый план в определенные периоды жизни

человека. Необходимо целенаправленно и осознанно создавать окружение, включающее людей, которые способствуют развитию ребенка.

Стратегия развития ребенка – возможная цель и сценарии

Что такое стратегия развития ребенка? 

Родители чаще всего имеют представление о том, кем хотели бы видеть свое чадо. При этом, ребенок развивается с учетом возможностей семьи и своих индивидуальных особенностей. На этом пути взросления могут встречаться угрозы (болезни, травмирующие события и др.), когда развитие замедляется или даже откатывается назад. Или же открываются окна новых возможностей и происходит прорыв, качественный скачок. При этом, направление вектора – это забота и ответственность родителей. 

Стратегия развития ребенка — это набор целевых состояний и сценариев их достижения, в рамках образа будущего, системы нравственных идеалов и духовных ценностей (см. рисунок 2). Это такие ценности, как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, справедливость и милосердие.   

С определенного возраста человек начинает сам строить индивидуальный жизненный путь – определяет траекторию, самостоятельно осуществляет выбор возможных вариантов развития. 

Грани развития ребенка: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, творческое находятся в горизонтальной плоскости и над ними находится духовное. Эти пять граней - контекст выстраивания стратегии, в рамках которого мы осуществляем выбор и выстраиваем траекторию развития ребенка. И в этом контексте важно не упустить духовную составляющую.

Стратегию визуально можно представить как поток смысла в рамках ценностей. А цели - как изменяющийся фарватер в границах этого потока.

Ученые утверждают, что современные дети имеют все шансы дожить до 90 и даже 100 лет. Им предстоит долгая жизнь, наполненная неопределенностью, самыми разными событиями и вызовами. В этой турбулентности и постоянной динамике должно оставаться что-то неизменное. Это личные духовные опоры, которые обращены внутрь, к глубине человека и в тоже время открыты вечности. То, что находится за горизонтом, над временем, несуетное и нетленное. 

Духовное развитие ребенка

При этом важна гибкость сценариев, готовность меняться на протяжении всей своей жизни.

Главная цель стратегии развития ребенка - воспитать Человека! Человека с большой буквы. Без нравственных опор, духовного развития и воспитания это сделать невозможно.

Целевой результат: осознанный выбор семьей и ребенком в своем развитии нравственных идеалов и традиционных ценностей Русского мира. Во всем его культурном, национальном и конфессиональном многообразии, взаимоуважении всех людей.

Важная задача – формирование духовно-нравственных основ мышления ребенка:

  • Стремления к познанию, умения учиться, разучиваться и переучиваться.
  • Воспитание личных качеств – совести, трудолюбия, патриотизма, уважения к людям и своей Стране, ответственности за свою жизнь.

Тогда наш ребенок выйдет в большую жизнь, обладая сформированной системой нравственных ценностей, способностью различать добро и зло. Заложенные в детстве стремление к познанию, уверенность в себе и ответственность - все это позволит выбрать дело по душе, приносить пользу людям, реализовать себя в созидании и чувствовать радость жизни. А духовные опоры и ценности помогут устоять перед невзгодами и найти большие смыслы собственной жизни.



В статье использованы материалы лекций и статей Андрея Александровича Остапенко - доктора педагогических наук, профессора Кубанского Государственного Университета.

Статья "Стратегия развития ребенка – смыслы и целевой результат" 

Часть 1, Часть 2, Часть 3

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв