Какие бывают виды уроков в школе

07/27/2021
Виды уроков в школе

Основная форма организации образовательного процесса – урок. Их разнообразие обширно. Несмотря на то, что даже в рамках одного предмета существует немалое их количество, выделяют несколько общих черт всех школьных занятий. Это – временные ограничения (45 минут), стандартное количество участников процесса (учитель, учащиеся конкретного класса). При этом считается, что учитель – организатор деятельности на уроке, он подготовлен с методической стороны, а урок организуется согласно конспекту и поурочному плану.

Какой тип и вид урока выбрать – зависит от дидактических целей, которые ставит перед собой учитель, от возраста детей, уровня подготовленности учеников и от обеспеченности школы. С учетом этих особенностей один и тот же тип урока имеет несколько структур.

Традиционное деление уроков: основные типы, виды

Методика предлагает несколько классификаций типов урока с учетом различных аспектов. Большую популярность в педагогике имеет классификация, которую предлагает Б. Есипов. Он выделяет такие типы уроков по дидактической цели:

  • Получение новых знаний. На таких уроках детей знакомят с новым материалом, который они первично закрепляют. Сюда относятся лекции, беседы, презентации, экскурсии, исследования, составление проектов.
  • Закрепление знаний и формирование знаний, умений и навыков (ЗУН). Цель его – повторно закрепить знания, выработать умения и навыки для применения полученных знаний на практике. Разновидности: практикумы, обсуждения, лабораторные работы, проекты, метод кейсов, деловые игры, конкурсы, КВН, викторины.
  • Обобщение и систематизация. Полученные знания синтезируются в систему. На этом этапе важно показать, что новое и старое взаимосвязаны, указать место новым знаниям в общей системе. Это могут быть семинары, собеседования, исследования, дискуссии и диспуты, ролевая и деловая игра, путешествия, конкурсы и викторины.
  • Контроль знаний, умений, навыков и коррекция знаний. Такой тип урока разработан, чтобы определить качество ЗУН по пройденной теме, выявить уровень ее освоенности. Для этого предусмотрены такие виды уроков, как зачет, письменная работа, экзамен.
  • Комбинированный урок. Цель его – выработать умения самостоятельно применять полученные знания на практике. Сюда относятся экскурсии, конференции, семинары, практикумы и мастер-классы.

Большую популярность в начальной школе имеет именно комбинированный урок, благодаря своей специфике. Объясняется это тем, что младшие школьники имеют разные возрастные особенности, у них еще неустойчивое внимание, в эмоциональном и физическом плане они более активны. К примеру, комбинированный тип урока выбирают при изучении математики в начальных классах – в течение одного урока детей обучают по нескольким направлениям.

Нестандартные типы уроков выделяют в отдельную категорию. Разработаны они с целью привлечения внимания школьников к изучению материала. Это творческие уроки, в которых задействовано максимальное количество учеников из класса. Структура их проведения отличается от стандартной, она имеет необычную форму, также используются нестандартные методы и приемы. К нестандартным относятся уроки-«погружения», КВН, театрализованные уроки, совещания, аукционы, творческие уроки, уроки-формулы, уроки-фантазии, интегрированные, компьютерные и пр.

Как показывает практика, нестандартные типы уроков больше привлекают детей, их мотивация к обучению повышается. Несмотря на большое количество плюсов, имеются и минусы – на подготовку к таким урокам требуется больше времени, а с позиции дидактических целей они не всегда приносят желаемый эффект.

Обратите внимание! Весь учебный процесс не может быть построен только на нестандартных уроках. Методисты советуют педагогам вводить их в практику, но в меру, целесообразно распределяя время.

Типы уроков коррекционных школ – уроки в школах VIII вида

Отличительная особенность уроков коррекционных школ в том, что в них должен содержаться этап корреционно-развивающих работ. Они должны строиться с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Как классифицируют уроки в коррекционных школах:

  • пропедевтический – подготовка учеников к пониманию новых знаний;
  • получение новых знаний;
  • закрепление полученных знаний;
  • обобщение и систематизация;
  • проверка и оценка знаний;
  • коррекция знаний;
  • комбинированный.

На занятиях в школах VIII вида должны строго соблюдаться ЗОТ.

Классификация уроков по предмету «Технология»

Из-за своей специфики по предмету «Технология» уроки классифицируют отлично от привычной структуры. По этому предмету предусмотрены следующие виды уроков:

  • теоретический, проводимый в начале года обучения либо при переходе от изучения одной темы к другой;
  • практический – основная часть уроков технологии;
  • комбинированный, объединяющий теоретические и практические занятия;
  • лабораторные работы, вводимые с целью исследования;
  • контроль и коррекция ЗУН.

На таких уроках в преимуществе практические занятия, развитие технологических знаний, умений и навыков.

Как классифицируют уроки по предмету «Физкультура»

Физическая культура – особенный предмет в школе. Наряду с предметом «Технология» он ориентируется на овладевание практических умений и навыков.

В методике преподавания физкультуры в школах предусмотрена следующая классификация уроков:

  • общее физическое воспитание;
  • физическое воспитание с профнаправленностью;
  • физическое воспитание со спортивным направлением;
  • лечебная физкультура.

В каждой группе имеются собственные виды уроков на основе дидактических целей и предметного содержания.

По физкультуре выделяют следующие виды уроков:

  • вступительные – это теоретические уроки, проводимые в начале года или четверти, а также при усвоении новой технологии и умений;
  • комбинированные;
  • развивающие, восстанавливающие;
  • урок-совершенствование;
  • проверка и контроль знаний, умений и навыков.

Когда ввели федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в классификации основных типов уроков произошли изменения. О новых типах и видах уроков по ФГОс можно узнать на сайте.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв