Современные родители довольно активно принимают участие в развитии детей. Мамы и папы зачастую «изучают» школьную программу вместе с ребенком и, я вижу по своему окружению, все больше выражают недовольство содержанием и методами обучения в общеобразовательной школе.
Огромный объем учебного материала для запоминания, при этом, недостаточно внимания уделяется развитию мышления, не говоря уже про переполненные классы и усредненный подход ко всем ученикам – все эти причины толкают родителей на поиск альтернативных форм школьного обучения. Один из таких вариантов – семейные классы или семейные школы.
Мы пообщались с Натальей Гринишиной - руководителем и основателем уникального пространства в Щукинском районе Москвы,клуба для детей и подростков «А класс».
Семейные классы – это альтернативный вариант обучения детей. Его выбирают родители, которые ищут иной формат образования помимо государственной школы. У каждой семьи свои приоритеты и запросы, исходя их которых они выбирают сообщество, наиболее отвечающее их ценностям. Кого-то пугает большое количество детей в классах, кто-то хочет более гибкий график учебы, кто-то ищет максимально эффективную и насыщенную образовательную среду.
Основные отличия семейной школы от традиционной:
По остальным параметрам семейные и государственные школы - похожи. В каждом конкретном случае многое зависит от личности педагога. Хорошим творческим учителям в системе государственного образования бывает сложно из-за бюрократической зарегулированности и очень большой нагрузки. В небольшой семейной школе они могут реализовать себя в более комфортных для них условиях.
8 лет назад мы собрали 1 группу детей (в том числе, своих) для занятий английским языком. Потом пришли друзья, знакомые, одноклассники, добавили математику, робототехнику, ТРИЗ. Росли, росли и выросли в небольшой «Дом пионеров» - у нас более 10 направлений развития для детей.
Мы всегда «по-особенному» относились к детям, с вопросом «Как тебе здесь?», искали способы обучения для каждого ребенка. В основном, к нам приходили ребята из местных школ.
Я видела, что кто-то не отвечал на вопросы учителя в классе, потому что боялся сделать ошибку и получить плохую оценку. Многие ребята ждали, когда им дадут точную инструкцию или алгоритм и они выполнят задание по образцу. Очень хотелось расшевелить таких детей, сделать более активными. Но за 1-2 часа в неделю это сделать очень сложно.
У нас сложилось понимание, что дать больше, научить мыслить шире и глубже в рамках дополнительных программ не всегда получается. Это можно сделать качественно, только когда дети придут к нам на основную программу. К этому моменту в команде появились преподаватели – выпускники тьюторской магистратуры, адепты системы развивающего обучения. И все сложилось. Пришли родители с запросом, на который у нас уже было решение. Так мы открыли наш первый дошкольный класс.
Эта система была разработана в 1950 году для выращивания научных кадров Советского Союза. Авторы этой системы предположили, что если процесс обучения построить специальным образом, то у детей развивается теоретическое мышление и формируются важные учебные навыки.
Дети учатся строить гипотезы, обсуждать их, критически относиться к информации и задачам. В традиционных системах детям дают готовое знание, и они его тренируют на практике. А в нашей системе движение идет от исследования к теории, дети сами добывают знания и выводят закономерности.
То есть, наша система семейных классов по методике Эльконина-Давыдова даст намного больше за 4 года начальной школы по сравнению с традиционными общеобразовательными программами. Ведь помимо предметных знаний по ФГОС ребята приобретут учебную самостоятельность, сохранят интерес и мотивацию к учебе.
Основное отличие, прежде всего, в родителях. Именно мамы и папы приводят детей к нам.
В семейные классы «идут» два вида родителей:
Дети нашей школы начинают отличаться в процессе обучения на протяжении всей начальной школы от учеников общеобразовательных школ только из-за подхода, способа обучения. В классе много дискуссий, групповой работы, работы с информацией. Содержание учебных материалов отличается в последовательности изложения, что сначала дает понимание, а потом уже отработку на практике.
Ученики наших семейных классов:
Здесь самое главное, чтобы родители действовали заодно с педагогами, сопровождали и поддерживали ребят в правильном русле.
Такие дети могут стать не очень удобными для своих родителей. В определенный момент они начинают действовать, только понимая смысл и цель своих поступков. Больше не получится просто дать ребенку приказ в формате: «Потому что я так сказал».
Наши дети по желанию родителей зачисляются в частную школу с аккредитацией на заочное отделение, где со второго класса сдают промежуточные контрольные работы и итоговую аттестацию.
Из минусов: семейное образование – платное. Оно обходится дороже государственного для семьи. Семейные классы предполагают более высокую степень осознанности и вовлеченности родителей.
В каждой школе расписание строится по-разному, исходя из целей организаторов и семьи.
Наш процесс предполагает участие в течение всей недели с 9:00 до 14:00. Мы проводим занятия по всем основным предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык. Дополнительно вводим с 1 класса информатику, геометрию. У ребят 2 занятия физкультурой и 1 занятие музыкой на неделе.
Каждый день часовая прогулка в первой половине дня.
После 14:00 можно оставаться на дополнительные занятия, которые ребята выбирают сами.
В семейных классах может быть проще, так как у учителей есть возможность двигаться в темпе детей, нет строгих регламентов и требований по срокам. Например, в традиционной школе дети в 1 классе только начинают писать, а в январе уже пишут диктанты. Как у ребенка поставлена рука, насколько он готов к такому виду работы в расчет не берется. Все пишут.
У нас в течение первого года с сентября по май учителя внимательно работают с детьми: пишут разными инструментами (мелками, брашпенами, карандашами), делают пальчиковую гимнастику, занимаются с нейромячиками. Ребята сами выделяют, какую букву они показывают учителю. Согласитесь, когда ты учишься, у тебя не все буквы могут получиться образцовые. Мы смотрим только на те, которые хочет показать ребенок. В течение первого года в тетрадках у детей нет ни одного исправления красной ручкой. Мы берем общую рамку в виде Федеральных образовательных стандартов с основными результатами, которые мы обязаны обеспечить по предметам, по метанавыкам и личностным качествам.
А содержание уроков, условия занятий и способы обучения мы можем организовывать таким образом, чтобы каждый ребенок максимально раскрыл свой потенциал.
В первом классе домашних заданий нет. Но ребенок может дома дополнительно что-то посмотреть по обсуждаемой теме, что-то дописать, дорисовать. Обычно это материал, который заинтересовал детей в школе. Со второго класса появляются домашние задания для самостоятельной работы.
Семейный класс подойдет любому ребенку, если этот формат устраивает родителей.
Если у ребенка есть особенности развития, то в семейном классе должны быть специалисты, которые умеют работать с такими детьми профессионально.
Во-первых, мы точно вырастем в среднюю школу. Уже в этом году мы открываем 4 класс.
Во-вторых, мы на протяжении 4-х лет начальной школы работаем вместе с родителями, наблюдаем за ребенком с точки зрения его интересов, способностей, сильных и слабых сторон, обсуждаем образовательную стратегию. Качественная предметная база и умение учиться, наше понимание критериев входа в следующую ступень образования разных направленностей (математическая, лингвистическая, естественно-научная) дают ребенку возможность с успехом учиться в любой школе, а главное готовят его для взрослой самостоятельной жизни.
А Класс – клуб для детей и подростков на Щукинской. Расположен в очень красивом месте, на территории ЖК «Алые паруса» на берегу Москвы-реки. Когда попадаешь во двор, удивляешься, как здесь гармонично расположился детский клуб с концепцией уважения к свободе, индивидуальности и талантам каждого ребенка и в то же время, фокусом на результат обучения.
С заботой о детском развитии, InRing
Венера Кагирова
Сообщения не найдены
Написать отзыв