Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова

07/21/2022
Что такое программа обучения Эльконина-Давыдова

Единственным развивающим учебным планом, который рекомендует ФГОС, является УМК Эльконина-Давыдова. Рассмотрим его особенности, привилегии и недостатки.

Кто является автором методики?

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984 гг.) – советский психолог, педагог, является автором работ по психологическим аспектам игр для детей и роли этих аспектов в процессе обучения. Основной труд всей его жизни – система развивающего обучения. Соавтор методики – Давыдов Василий Васильевич (1930-1998), был ученым, академиком и заместителем президента академии образования России. Был последователем и соратником Даниила Борисовича, дал развитие и применил его концепцию.


Даниил Борисович Эльконин

Благодаря работам по теории Эльконина и испытательным исследованиям Давыдова была разработана программа начальных классов, в которой учебу совмещали с развитием личности. Систему начали применять в Российской Федерации в 1991 году. И уже в 1996 году ее включили в перечень рекомендаций ФГОС. Когда из этого списка исключили программу Занкова, она стала единственной программой развития начальной школы. Министерство образования и науки ее одобрило.

Каковы цели и задачи системы?

Эльконин и Давыдов, разрабатывая программу, преследовали такие цели – обучение детей самостоятельной постановки задач, определение методов их разрешения и анализ результатов. Чтобы цель была достигнута, ставились следующие задачи:

  • Задача педагога – сплочение класса, а учеников – коллегиальная формулировка целей и поиск способов их достижения. Отмечено, что педагог не дает готовые знания, а только дает ответы на вопросы, которые возникнут у детей при обсуждении проблемы.
  • Обязанность учителей – уделение внимания созданию и развитию у школьников самооценки и самообладания. С этой целью применяется система оценивания без установленных отметок.
  • По мере прохождения этапов психологического развития обучающихся должны меняться и педагогические методики. Другими словами, должно происходить «взросление» программы одновременно с детьми.
  • Между педагогами и детьми должны сохраняться товарищеские отношения. Взрослые и дети – участники процесса обучения, имеющие равные права.

По какой схеме осуществляется обучение по системе Эльконина-Давыдова?

Особенностью системы является то, что знания детям дают не в готовом виде. Процесс обучения построен так, что дети могут сами ставить задачи, предлагать варианты ее решения и с критикой оценить то, что у них вышло. На уроках используются 2 формы деятельности – обсуждение и опыт. На уроках школьники работают парами или небольшими группами. Учитель «дает» классу проблему, и задача каждой группы – предложить ее решение. В процессе педагог поправляет учеников, задавая им наводящие вопросы.

По системе Эльконина-Давыдова неправильного ответа нет. Все, что предложат дети, является «рабочей версией». Система не подразумевает привычную систему оценивания. В конце урока каждому обучающемуся учитель предлагает оценить собственный успех. К каждому типу заданий дети сами выбирают критерии оценивания. Обычно это рисунок шкалы напротив заданий и отметка, как точно был дан ответ либо насколько грамотно оформлена работа: «Не знаю», «Знаю, но могу совершить ошибку», «Знаю отлично».


Давыдов Василий Васильевич

После этого учитель также оценивает работы по шкале. Принято считать, что данный метод дает ребенку возможность осознать, справился ли он с заданием, а педагогу – понять, какая у школьника самооценка.

Следующая особенность – «ловушка»: педагог специально делает ошибку, а дети должны ее заметить и исправить. Это дает возможность сформировать у обучающихся критический тип мышления и привить им мысль, что любое знание необходимо проверять. Часто на уроках используются разные типы игр – дидактическая, ролевая и пр. В процессе игры школьники раскрывают свои творческие способности, а для решения проблемы кроме знаний используют и воображение.

Программа также подразумевает минимальное количество домашних работ. Эльконин и Давыдов считали, что знания дети получают в процессе обсуждений в классе, а не за книгами дома.

УМК системы

Книгам в данной системе отводят не главную роль. Большую часть знаний дети получают при взаимодействии друг с другом и с учителями. Издательство системы носит название «БИНОМ. Лаборатория знаний»:

Русский язык

  • Букварь (1 класс). Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., Некрасова Т.В.
  • Букварь Репкин Восторгова Левин
  • Букварь (1 класс). Автор: Тимченко Л.И.
  • Букварь Тимченко
  • Букварь (1 класс). Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Обухова О.Л.
  • Букварь Эльконин Цукерман Обухов
  • Русский язык (1–4 классы). Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В.
  • Учебник Русского языка Репкин Восторгов
  • Русский язык (1–4 классы). Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
  • Учебник Русского языка Ломакович Тимченко

Литературное чтение

  • Литературное чтение (1–4 классы). Авторы: Матвеева Е.И.
  • Математика Александрова

Математика

  • Математика (1–4 классы). Автор: Александрова Э.И.
  • Литературное чтение Матвеева
  • Математика (1–4 классы). Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
  • Математика Давыдов Горбов Микулина Савельева

Окружающий мир

  • Окружающий мир (1–4 классы). Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
  • Окружающий мир Чудинова Букварева

Преимущества и недостатки обучения по системе

После проведения тестирования было выяснено, что дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют развитый кругозор, память, внимание, креативный тип мыслительной деятельности, умеют работать в команде, способны проводить самоанализ. Это относится к преимуществам системы. Но имеются и недостатки:

  • Новичкам часто нелегко включиться в данную систему. И наоборот, дети, сменившие эту систему на обычную школьную программу, с трудом перестраиваются.
  • По задумке авторов системы школьники должны понимать правила, а не зазубривать их. В процессе изучения русского языка сначала изучают основы языкознания, а математики – с теории появления цифр. Насколько это значительно в первом классе, до сих пор идут споры.
  • Система разработана только для начальных классов. Обучение в средних и старших классах будет осуществляться по другой программе.
  • Учитель должен не только знать методические приемы системы, но и думать ее типами. Чем выше профессионализм педагога, тем большую пользу даст обучение.
  • Отсутствие отметок, авторитета педагога и прочие особенности системы приводят родителей в замешательство.

Кому подойдет такое обучение?

Принято считать, что система Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. В средних образовательных учреждениях, в которых практикуют эту программу, отсутствуют вступительные экзамены и тесты на интеллект.

На домашнем обучении эта система подойдет тем семьям, в которых родитель готов быть научным сотрудником своему ребенку. Нужно будет многое обсуждать, следить, чтобы школьник сам находил ответы, а не получал готовые знания.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв