Развитие цифровых навыков. Цифровые навыки ребенка

10/15/2023

Цифровые навыки учащихся школ подросткового возраста наряду с компьютерной грамотностью детей помладше требуют развития. Обусловлено это распространением принципов цифровой экономики и компьютеризацией всех сфер. Соответствующие компетенции все чаще становятся не просто чертой современной личности, но и важным профессиональным качеством.

В настоящее время цифровые навыки учащихся школ рассматриваются в качестве набора компетенций в области использования компьютерной техники, интернета, информационно-коммуникационных технологий. Налицо простая, но не всегда очевидная взаимосвязь. Речь о том, что компьютерная грамотность тесно связана с цифровыми навыками и их развитием. И если маленькие дети требуют в первую очередь обучения основам обращения с компьютером, то подростки – углубленной учебы, связанной с побочными сферами: программированием, созданием полезных и безопасных сайтов, робототехникой.

Обучиться компьютерной грамотности можно на специальном курсе, который:

  • Разовьет способности и навыки, необходимые для правильного и полезного использования ПК, прикладных программ, в том числе функционирующих онлайн;
  • Научит корректно использовать интернет, соблюдать правила и принципы безопасности при работе с сетевыми ресурсами;
  • Заложит основы развития в написании полноценного кода;
  • Поможет развить цифровые навыки учащихся школ.

Компьютерная грамотность является базовым компонентом цифровой. И они тесно связаны.

Формирование цифровых навыков

О базовых терминах и понятиях: информация для родителей и их детей

Отмечено, что обучение компьютерной грамотности начинающих школьников – основа развития цифровых навыков. Дело в том, что работать в «цифре» – цифровой среде – безопасно и полезно практически невозможно без искусного владения компьютером.

Грамотный в данном контексте ребенок буквально обязан:

  • Владеть минимальным набором знаний, навыков, необходимых для работы с ПК;
  • Использовать корректно средства вычислительной техники;
  • Понимать основы информатики, информационных технологий.

Благодаря обучению компьютерной грамотности ребенок обретает понимание того, что такое информационное общество, как использовать компьютер полезно для познания, хранения важной информации. Это плюс в контексте мотивации учения. В настоящее время компьютерная грамотность все чаще рассматривается в качестве совокупности умений, необходимых так же, как способности читать и писать, считать.

Из определения первого понятия вытекает развернутое представление о цифровых навыках учащихся. И эта тема заслуживает особого внимания в контексте заявленной темы. Цифровая грамотность школьников все чаще рассматривается в качестве совокупности навыков, компетенций в использовании ПК, интернета, информационных и коммуникационных технологий.

Какие виды цифровых навыков необходимо развивать

Вот две группы навыков, наиболее часто выделяемых современными исследователями – теоретиками и практиками:

  1. Профессиональные. Речь о тех навыках, которые требуются для решения сложных задач, например, связанных с веб-программированием. Обучение этим навыкам в частной школе поможет приблизиться к пониманию функционирования виртуальных систем в виде сайтов, онлайн-приложений, интерактивных удаленных сервисов. В общем смысле развитие цифровых навыков в профессиональном контексте предполагает обучение подростка образом, приводящим к формированию основ современной и всесторонне развитой личности.
  2. Пользовательские. В данном контексте навыки цифровой грамотности представлены умениями, полезными с точки зрения использования возможностей и потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в личных целях, для успешной учебы и не только.

Цифровые навыки развитие

Профессиональные навыки

Разработчики и аналитики программного обеспечения, тестировщики, специалисты по эксплуатации и обслуживанию информационных технологий представлены преимущественно «новой школой». Речь о людях до 30 лет (почти 38 % в 2015 году). При этом почти треть приходится на IT, где востребовано программирование. Чем не повод обучить ребенка написанию кода на примере создания игр на движке Unity, где используется один из наиболее распространенных языков – C#?

IT стремительно развивается и в условиях цифровизации и компьютеризации всех сфер буквально задает направление вектора требований в отношении развития ряда цифровых навыков учащихся школ, представляющих подрастающее поколение. Это:

  • Разработка программного обеспечения путем написания кода;
  • Анализ программ и приложений;
  • Обращение с базами данных и распределительными сетями;
  • Эксплуатация информационно-коммуникационных средств, поддержка пользователей ПО;
  • Применение инструментов телекоммуникации и т. д.

Обучение цифровым навыкам – это перспективно. В будущем подросток сможет развиваться в IT, отрасли связи, в финансовом секторе, торговле и даже в государственном управлении.

Пользовательские навыки

Распространение цифровых технологий требует развития цифровой грамотности учащихся. Дело в том, что меняются представления о доступе к услугам, знаниям, информации. Это же характерно и для способов получения важных данных. ИКТ открывают все больше возможностей, спрос на специалистов с соответствующими умениями демонстрирует прирост, как и заработные платы айтишников.

Важные пользовательские навыки подростка в контексте цифровизации следующие:

  • Использование ИКТ;
  • Способность адаптироваться к новым видам деятельности;
  • Работа с виртуальными сервисами – текстовыми редакторами, файлообменниками, электронными таблицами;
  • Установка и переустановка программного обеспечения;
  • Программирование и т. д.

Уместность понятия «компьютерная цифровая грамотность», связанные с ним навыки

Из всего отмеченного понятно, что понятия цифровой грамотности и компьютерной тесно связаны. Одно буквально вытекает из другого и наоборот. Поэтому цифровая грамотность обучающихся ребят, что не зависит от возраста, предполагает наличие множества полезных навыков.

Школа Pixel полагает, что наиболее важными являются следующие 5:

  1. Понимание компонентов компьютера, умение работать с инструментами операционной системы, приложениями, прикладными программами. Практика наших преподавателей позволяет утверждать, что ученики, владеющие хотя бы начальной компьютерной грамотностью, успешнее сверстников без соответствующих знаний и умений решают задачи, связанные с использованием ПК для учебы, саморазвития и не только.
  2. Веб-навигация. Речь в первую очередь о способностях в части поиска полезной информации в сети, а также об оценке ее достоверности и использовании для достижения определенных целей. Любой современный подросток должен уметь применять поисковые системы, браузеры, удаленные базы данных и онлайн-сервисы, а также виртуальные приложения.
  3. Защита данных и личной информации в сети – кибербезопасность. Каждый подросток должен знать, как можно обезопасить пароли, платежные данные, почему нужно использовать антивирусы и как защититься от сетевых мошенников.
  4. Понимание основных принципов программирования, создание простых программ и разработка веб-сайтов. Отмечено, что навыки программирования очень ценятся в IT и других сферах. А еще они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей. От уровня цифровых навыков учащихся школ, таким образом, зависит не только понимание написания кода.
  5. Способность эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, другими знакомыми и незнакомыми людьми в рамках цифровой коммуникации. Речь об использовании мессенджеров и социальных сетей, иных коммуникационных инструментов.

Так, понятно, что формирование цифровой грамотности школьников и ее развитие целесообразно строить по следующим направлениям:

  • Основы компьютерной грамотности;
  • Интернет-навигация;
  • Кибербезопасность;
  • Базовое программирование;
  • Удаленная коммуникация.

Формирование цифровых навыков

Уроки цифровой грамотности для школьников подросткового возраста – вклад в будущее как отдельного ребенка, так и целого поколения

Компьютерная цифровая грамотность школьников требует как формирования, так и развития. Процесс должен быть непрерывным, как и самообучение в целом, но именно от родителей конкретного ребенка зависит, как, когда и в каком направлении он начнет двигаться.

Важнее другое: цифровые навыки современных школьников в обязательном порядке необходимо развивать и поддерживать. Без этого становятся невозможными:

  • Грамотное использование ПК;
  • Безопасное обращение с интернет-ресурсами;
  • Обеспечение сохранности персональных и платежных данных в виртуальной среде;
  • Корректная удаленная коммуникация.

А еще цифровая грамотность подростка, если она находится на недостаточном уровне, чревата невозможностью выстроить карьеру. Даже рядовой офисный работник часто сталкивается с потребностью в использовании прикладных программ, удаленных сервисов, приложений, без чего невозможно продвижение по карьерной лестнице.

Резюме: цифровые навыки школьников, которые нужно развивать

Вот 5 навыков, которые необходимы любому современному школьнику:

  1. Полезное и грамотное использование компьютера и периферийных устройств.
  2. Обращение с удаленными сервисами, веб-ресурсами, онлайн-приложениями, а также поиск информации, ее обработка.
  3. Кибербезопасность.
  4. Основы написания кода.
  5. Взаимодействие с людьми в цифровой среде.

Научиться всему необходимому можно на компьютерных занятиях для детей и подростков.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв