Одновременно с простыми действиями арифметики детей знакомят с терминами «больше», «меньше» и «равно». Ребенок без труда определит, где больше предметов, а где – меньше. А вот поставить нужный знак ему будет нелегко. В этом случае на помощь придут игровые методы.
Потребуется знак – открытый клювик птички (знак «больше»). Можно сделать его из картона или взять одноразовую тарелку. Чтобы вызвать у ребенка интерес, можно дорисовать клюв, глаза и другие части тела.
Начинать объяснять так: «Эта птичка любит сытно пообедать. А выберет она ту кучу, которая больше». Затем наглядно продемонстрировать, как она открывает клювик в ту сторону, где зернышек больше».
Чтобы закрепить полученную информацию, выложить на столе 2 кучи с зерном и попросить ребенка определить, куда птица повернет клюв. Если с первого раза у него не получится, повторить ему, что клювик нужно открывать в сторону, где еды больше. Далее предложить ему несколько подобных заданий, например, написать числа на бумаге.
Для разнообразия птицу можно заменить другим хищным животным (крокодилом), которое будет разевать пасть в сторону с большим количеством. Если попадется ситуация, когда в обеих кучках будет одинаковое количество еды, и ребенок это заметит, это говорит о его внимательности. За это нужно будет похвалить малыша и показать ему две равные полоски. Нужно разъяснить, что они равны количеству предметов в каждой кучке. Следовательно, такой знак имеет название «равно».
Детям младших классов нужно объяснять знаки на принципе сопоставления их стрелкам, которые направлены в противоположные стороны. В этом случае важно уточнить, что стрелка всегда показывает на то число, которое меньше. Если ребенок это усвоит, то трудностей с постановкой знаков у него не будет. Он с легкостью определит, как правильно поставить стрелку.
Трудности возникают у детей во время чтения выражений. Но и их легко устранить: если знак будет поставлен правильно, то и выражение они прочтут без проблем. После выполнения небольшого количества заданий ребенку станет ясно, что стрелка, направленная в левую сторону, означает знак «меньше», если в правую – «больше».
После того, как ребенку будут объяснены все принципы постановки нужного знака, нужно попрактиковаться с ним в выполнении подобных заданий. Для этого подойдут такие упражнения:
Чтобы не только закрепить знания, но и развить логическое мышление, упражнения дополняются следующими заданиями: