Cколько кружков может посещать ребенок

05/31/2021
Cколько кружков может посещать ребенок

Часто родители отдают своего ребенка в максимально большое количество развивающих занятий. Им хочется сделать из своего чада всесторонне развитую личность. Гонясь за полезным времяпровождением они рискуют перегрузить ученика. Как понять, сколько кружков и секций, посещений репетиторов будет приемлемым для школьника? На интересующие вопросы дают ответы специалисты – медицинский работник, психолог и директор компьютерной школы для детей.

Учитывайте интересы школьника

Все дети разные: одним нравится быть душой компании, везде участвовать, другим это не по душе. Кому-то дополнительное образование – это умиление, способ расслабления, а кому-то – терзание. Часто у детей нет желания заниматься тем или иным видом творчества не потому, что количество занятий максимальное, а потому, что секция выбрана неправильно. Выход – смена вида деятельности. Например, заменить физическую дополнительную активность интеллектуальной, интеллектуальную – творческой. Увидите, что чувство перегруженности исчезнет.


Учитывайте интересы школьника

Современные дети очень активные, поэтому просят у родителей посещать десятки кружков. Отказывать им нельзя, а наоборот – поощрять их. Если возможности нет – найти компромисс.

Максимальная нагрузка для ребенка – какой она должна быть? Какое количество кружков можно посещать?

Нисколько! Если дело касается именно нагрузки. Если же увлечение ребенка приносит ему радость, доставляет удовольствие – то в любом количестве.

Интересы школьника нужно поддерживать, давать ему возможность развиваться, находить себя, пробуя различные занятия: гимнастику, шашки, плавание и пр. Ваш ребенок гиперактивный, талантливый во всем и при этом любое дело у него заканчивается успешно? Разрешите ему заниматься всем, чем он сам захочет. Возможно, через несколько лет интерес к определенному занятию исчезнет. А это значит, у него появятся новые увлечения, и он захочет заниматься другим делом, или больше времени будет уделять углубленному изучению школьного предмета.


Cколько секций может посещать ребенок

Если на данный момент школьник не может определить, чем он хочет заниматься, не торопите его, не ищите ему обязательное занятие. Позвольте ему побыть ребенком, не отнимайте у него детство! Со временем он сам решит, чем увлечь себя. Если школьник часто сидит за компьютером (ведет собственный блог, просматривает видеоролики или просто играет в игры), ему это интересно. Пробудите интерес к компьютерной сфере, и ребенок будет развиваться в ней с удовольствием.

Учеба часто организуется по-разному. Если процесс обучения будет проходить в игровой форме, ребенок будет увлечен, ему это будет доставлять удовольствие. Как вариант – в начале осени записаться в несколько секций, ближе к концу – выбрать одну-две. Договоритесь с ребенком, что в 5 классе он будет ходить на танцы, в шестом – в художественную школу, в седьмом – на гончарное дело. И не важно, если запланированное не сбудется и тысячу раз поменяется. Главное – вы предоставите ребенку свободу выбора.

Как определиться с выбором направления для ребенка?

Присмотритесь, как чувствует себя ребенок по приходу домой из школы. Уставший? Школьная нагрузка его выматывает. В таком случае подойдет смена деятельности – спортивная секция или танцы. Возбужденный? Выбор нужно остановить на кружках, которые его успокоят и отвлекут: рисование, шахматы. Если от уроков школьник не устает, ему будет посильно еще 1 занятие в послеобеденное время – в зависимости от наклонностей.

Признаки, сигнализирующие о том, что школьник изнеможен или перевозбужден:

  • он сам скажет, что устал и откажется ходить на занятия;
  • днем он сонливый, а вечером долго не может уснуть;
  • ребенок плохо кушает;
  • он с трудом сосредотачивается, у него плохая память, ему не интересно учиться;
  • ученик начальных классов стал нервным, плаксивым, старшеклассник – вспыльчивым, его настроение часто меняется;
  • его часто беспокоит головная боль, у него плохое самочувствие;
  • иммунитет ребенка снизился.


Как определиться с выбором направления для ребенка?

При обнаружении у школьника одного из симптомов, нужно посетить врача. Если при обследовании проблем со здоровьем не будет обнаружено, образ жизни ученика необходимо поменять.

Похвальные слова от мамы и папы, их заинтересованность в увлечениях ребенка – важный стимул для него. Хвалите ученика за успехи, пусть даже небольшие. За неудачи не нужно ругать, а наоборот – поддерживать, помогать находить выход из положения.

Продумывайте режим

Ребенку нужен полезный и интересный досуг. Но первым делом должны быть удовлетворены его базовые потребности. Каждому растущему организму необходимо хорошо высыпаться, полноценно питаться, бывать на свежем воздухе и общаться с друзьями. А это все требует времени. Чем младше ребенок, тем больше ему хочется проводить времени с мамой и папой. Никакая секция не заменит ему игр и прогулок с родителями.


Режим дня для ребенка

Детям-подросткам требуется немало свободного времени, чтобы общаться со сверстниками. Посещение некоторых секций даст им возможность построить отношения с одногодками. Но ребенку, который ходит только по кружкам, или постоянно занимается с репетиторами, не позавидуешь, даже если он станет студентов престижного ВУЗа.

К тому же, у школьника должно быть время для безделья. Такие перерывы дадут детскому мозгу возможность отдохнуть и перезагрузиться. Они помогут развить воображение и главное – умение самостоятельно организовывать свой досуг.

Как рассчитать приемлемую дополнительную нагрузку на ребенка?

В первую очередь, необходимо отталкиваться от школьника: состояния его здоровья, интересов, эмоционального состояния. Важно выяснить, какие знания нужны ребенку, и разрешены ли они врачом по состоянию здоровья. День должен быть четко распланирован. Дополнительные занятия должны быть распределены равномерно по каждому дню недели, согласно школьной нагрузке. Школьникам нужно сбрасывать напряжение: скакать, бегать, орать. Каждый день они должны находиться на свежем воздухе 3-3,5 ч.


Как рассчитать нагрузку на ребенка

Для хорошего сна школьник должен ужинать не позднее, чем за 2 ч, а комната должна быть проветрена. Ученикам нужно спать 9 часов. Более трех секций посещать не нужно. Школьнику будет тяжело усвоить много информации. В итоге ему будет не хватать времени, его одолеет усталость, потеряется интерес. Чтобы не было перегрузки, оцените, сколько часов ваш ребенок может выделить на активные занятия. Посещение секций не должны наносить вред физическому и психологическому здоровью.

Режим дня на текущую неделю должен вестись письменно или в электронном виде. Так родители смогут увидеть реальную картину происходящего.

Принимайте во внимание индивидуальные особенности

Для определения подходящей нагрузки для школьника нужно следить за его особенностями. Все дети разные – один с легкостью посещает несколько факультативов и секций, прекрасно себя чувствуя; другой – даже 1 кружок не может осилить, поскольку все время уходит на выполнение домашнего задания.


Как определиться с выбором направления для ребенка

Это объясняется не тем, что одни дети активные, им все интересно знать, а другие – ленивые. Просто каждый ребенок усваивает новое, переключается с одного вида деятельности на другой и устает с разной скоростью. Это особенности физиологии, и их практически невозможно изменить. Но они легко поддаются изучению, учитыванию во время планирования нагрузки.

Как понять, хватит ли уже ребенку занятий?

Для расчета нагрузки для школьника в учет берутся индивидуальные особенности и прочие факторы. Перегруженность или наоборот недостаточная загруженность будет заметна не сразу. В первом случае энергия распределяется мозгом так, чтобы основные требования были удовлетворены. Те зоны, которые требуют активного развития в этом возрасте, будут «обворованы». Стремление записать школьника в большее количество секций обернется тем, что в дальнейшем он начнет отставать.

Во втором случае мозг не образует требуемого количества нейронный связей и функционирует в нижней части «коридора развития». Недостаточная активность при этом заполняется более легкими видами деятельности – играми на компьютере, просмотром видеороликов в интернете, социальными сетями.


Ребенок устал от занятий

Для баланса за основу можно взять правило «минуса». Оно является актуальным и для взрослых. Нужно взять все время, в которое ребенок бодрый, и минусовать: время в школе, время на выполнение домашнего задания, игры или общение с друзьями и близкими, период безделья. Оставшиеся часы можно посвятить дополнительным нагрузкам. При этом обязательно учитывая желание школьника и его интересы.

Исключения из правила:

  • у школьника есть талант в определенном виде деятельности (одаренность – это когда ученик «не может не делать», и это получается у него успешно).
  • учеба дается ему с трудом, он не проявляет себя в школе, но хорошо рисует. Дополнительные занятия должны быть включены в обязательный перечень.
  • показания по здоровью: плавание, посещение логопеда, психолога и пр.

В первое время после включения дополнительных занятий в обязательный перечень ребенок может хуже проявлять себя в других областях. От того, как будет распределена энергия мозга, будет зависеть то, как быстро и насколько успешно будет развиваться школьник.

Необходимо внимательно слушать своего ребенка – то, что он говорит по поводу секций, как он себя чувствует. Не сравнивайте его с собой в детстве или с другими детьми. Если школьник стал плохо спать, часто болеет, значит, нужно снизить нагрузку. Ругать в такой ситуации вредно и бессмысленно.

Забудьте о муках совести

В рекламе все чаще твердят, что родители обязаны загружать школьника дополнительными занятиями. Когда им задают вопросы типа «Почему ваш ребенок никуда не ходит кроме школы?», «Почему не хотите отдать сына еще и на футбол?», они не находят ответа. Взрослые думают, что если ребенок не будет посещать кружки и секции, он целыми днями будет играть в компьютерные игры или попадет в плохую компанию.

Эти смятения заставляют пап и мам максимально загружать школьника. Существует лишь 2 причины, по которым необходимо отдать ребенка на дополнительные занятия: его желание и состояние здоровья. Если соблюдать это правило, организм его не будет перегружен.

Родителям виднее. Нужно ли настаивать на выборе вида деятельности для ученика?

Главный принцип, на который следует опираться при выборе направления – интересы ребенка. Нельзя заставить его посещать ту или иную секцию. Если не придерживаться этого принципа, воля ребенка будет подавлена, и пользы не выйдет никакой. Необходимо быть внимательным к ребенку, общаться с ним, выслушивать! Возможно, он не хочет ходить именно в эту секцию потому, что чувствует себя там некомфортно, его обижают. Найдите такое же занятие в другой школе.


Ребенок выбирает спорт

Большое количество дополнительных занятий у школьника не сделает родителей лучшими, а их отсутствие – худшими. Вы должны помнить, что у ребенка есть собственное мнение. Он сам должен решать, ходить ему на кружок или нет. Если у него все получается, в школе он успешен, находит общий язык с друзьями или занимается дома какой-либо творческой деятельностью – переживать и заставлять ребенка посещать дополнительные занятия бессмысленно.

Комментарии
Ребенок учится в школе во вторую смену. Каждое утро перед школой есть одна секция: либо музыкалка, либо художка, либо плавание...все секции нравятся, но я вижу, что у ребенка мало своего времени...не знаю как от чего-то отказаться...
Если ребенок поступает в художественную или музыкальную школу, то не вариант рассуждать так-сегодня это, в следующем году то...это серьёзные занятия, рассчитанные на годы обучения, если бросить занятия, обратно уже не возьмут...
Но и в этих секция требуют выполнения домашнего задания...как же сложно в этом все разобраться и найти баланс...
В 5 классе на танцы ходить поздно. Танцы это не увелечение, это серьёзное занятие. Развитие ребёнка с трёх лет, к 5 классу они уже провесилналы, выступают на концертах, конкурсы по России.
Написать отзыв