Психологическое здоровье дошкольника

03/10/2021
Психологическое здоровье дошкольника

Проблеме психологического здоровья детей отводится ключевое место. Ранее этому уделялось не так много времени. Изменения, происходящие в социуме, влияют на страны, нации и отдельно на каждого индивида. Каждый человек по-разному относится к переменам и реформам.

Взрослые помогают постигать детям окружающую действительность – именно от этого зависит, как быстро ребенок вольется в этот сложный мир. Психологическое здоровье – важное условие развития дошкольников в полном объеме. Практическая психологическая работа с детьми направлена на их психическое здоровье.

Что это за термин «психологическое здоровье»? В научный глоссарий понятие было введено советским специалистом И.В. Дубровиной. Она считала, что психологическое здоровье – необходимое условие для полноценного существования в современном мире. Применение понятия «психологическое здоровье» делает акцент на целостности телесного и физического в индивиде. Именно эти две составляющие необходимы человеку для полноценной жизни.

Духовные характеристики людей, которые прожили 80-90 лет, исследовал Джюэтт. Он пришел к выводу, что долгожителям свойственны такие качества характера: эмоциональная невозмутимость, жизнерадостность, самостоятельность, способность веселиться, умение подстраиваться под сложные жизненные ситуации.

Психологическое здоровье ребенка будет сформировано при условии взаимодействия внутренних и внешних факторов. Основное условие стандартного психического и социального развития человека – тихая и дружелюбная среда, создание которой возможно благодаря постоянной поддержке родителей и воспитателей. При этом они должны внимательно относиться к эмоциональным потребностям дошкольника, наблюдать за ним, играть и беседовать, поддерживать дисциплину. Ребенку необходимо как можно больше давать свободы и самостоятельности.

Чтобы укрепить психическое здоровье детей-дошкольников, в детских садах должна быть создана система специальных психолого-педагогических регуляторных занятий. Они обучают положительно относиться к самому себе и к окружающим людям, обучают непроизвольным навыкам, формируют потребность в постоянном саморазвитии.

Чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье малышей, в детских садиках проводятся коррекционно-развивающие занятия. В их основе лежит программа занятий с дошкольниками в группах, разработчиками которой являются О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. Эти занятия изложены в книге «Тропинка к своему Я».

Программа содержит темы, благодаря которым младшие дошкольники узнают о различных чувствах: полезных и вредных, говорят о существующих в природе чувствах; о тех, которые вызывают обиды и ссоры, которые учат жалеть слабых и мириться. Детей среднего дошкольного возраста учат на занятиях любить свою семью, не драться, не оскорблять, контролировать свои чувства. Со старшими дошкольниками говорят на занятиях о дружбе, о настоящих друзьях; о том, как менять чувства других людей, а также о том, что школа – это нелегкая, но радостная дорога к знаниям.

На занятиях объединяются разговорные, психогимнастические, сюжетные игры, терапевтические, направленные на развитие свободы. Дети с радостью участвуют в играх, слушают сказки.

Использование сказок в работе с дошкольниками играет большую роль. Именно они более близки и понятны детям, с их помощью ребенок представляет себя на месте сказочного героя, находит выход из сложных ситуаций. В сказках спрятаны главные проблемы для восприятия жизни детьми, в них дети часто находят отклики своей жизни.

Сказки предлагают дошкольникам много вариантов выхода из сложных жизненных обстоятельств, они создают у малыша впечатление того, что взрослые его понимают и всегда придут на помощь. Сюжетные игры снабжают ребенка необходимым ролевым развитием. Психогимнастические упражнения помогают изучать эмоции, помогающие справляться с барьерами в общении, лучше понимать самого себя и окружающих.

Трех-четырехлетние дети с помощью иллюстраций познают такие чувства как гнев, восторг, страх. Затем дети показывают эти чувства с помощью пальцев: прыгают по столу – радость, толкаются и кусаются – злость, сжимаются в кулак и трясутся – страх. Малыши в восторге от упражнения «Пожалей птичку». Один ребенок «становится» птичкой с больным крылом и показывает, как ему больно и грустно. Каждый ребенок из группы пытается пожалеть птичку: подходят и гладят, приговаривая «птичка Даша – хорошая».

Со старшими дошкольниками проводится игра «Мы потерялись». Воспитатель предлагает детям сделать вид, что они заблудились в дремучем лесу и очень напуганы. Внезапно появляется ужасная Баба Яга. Дети не знают, куда им бежать и просят ее показать, задавая вопрос «Покажи, куда на нужно идти?». Та говорит, что укажет путь, но при условии, что скажут ей, в чем каждый из них самый лучший. Далее дети по очереди называют одно свое лучшее качество характера. В начале игры многие из них затрудняются говорить. Но когда воспитатель поиграет с ними в эту игру несколько раз, назвать свои качества им будет несложно.

Крайне важно, чтобы проводимые в детских дошкольных учреждениях занятия давали эффект. Отслеживанием результативности занимается системный мониторинг сопровождения дошкольников. Как показывает анализ диагностических исследований, проявления агрессии уменьшились у 15% дошкольников, внимание у гиперактивных ребят улучшилось на 18%, беспокойность уменьшилась на 9%.

Таким образом, данные занятия проводятся в детских садиках не зря. Они сохраняют и укрепляют психологическое здоровье детей. А это – одна из ключевых задач в работе психолога в дошкольных учреждениях.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв