Каждый ребёнок с рождения любит экспериментировать и делать новые открытия. Невозможно вырастить полноценного и здорового ребёнка, если не развивать его творческие способности. К сожалению, у дошкольников они чаще всего скрыты и не раскрываются самостоятельно. Но родители способны создать такие условия жизни малыша, чтобы побудить ребенка к творческой деятельности.
Творчество — это такой процесс, при котором человек создает что-то новое, уникальное и оригинальное. Соответственно творческие способности помогают человеку найти нестандартный подход решения различных задач. В определенной степени на творческие способности влияют врожденные особенности человека, хотя, они не обязательно являются врожденными. Развитие креативности зависит от интеллектуальной деятельности.
Еще несколько веков назад известные педагоги спорили о том, как развивать в человеке творческие способности. Ведь наше общество всегда нуждалось в разносторонне развитых людях, которые занимаются творчеством.
Творческие способности включают различные качества, способности и процессы. Вот их основные компоненты:
1. Воображение — способность создавать новые мысленные образы, идеи или концепции, выходящие за рамки привычного.
2. Креативное мышление — умение находить нестандартные подходы к решению задач, видеть связи между, казалось бы, несвязанными явлениями.
3. Гибкость ума — способность быстро переключаться между разными идеями, подходами или точками зрения.
4. Оригинальность — умение создавать уникальные и необычные идеи, которые отличаются от общепринятых.
5. Любознательность — стремление к познанию нового, интерес к различным областям знаний и желание экспериментировать.
6. Интуиция — способность находить решения или идеи на основе внутреннего чувства, без четкого логического обоснования.
7. Эмоциональная восприимчивость — способность чувствовать и выражать эмоции, что часто вдохновляет на творчество.
Творческие способности могут проявляться в различных сферах: искусство, наука, технологии, бизнес и повседневная жизнь. Они развиваются через практику, обучение и постоянное расширение кругозора.
Все знают, что творческие способности важны для человека, и заниматься их развитием стоит с самого раннего возраста. Но современное образование имеет интеллектуальный фокус - родители зачастую предпочитают, чтобы их ребенок обладал знаниями, хорошей памятью и логикой. И только потом говорят о творческих способностях. При этом, творчество и логика связаны между собой и дополняют друг друга.
Если найти правильный подход и регулярно заниматься с ребёнком, то комплексные упражнения пойдут на пользу как творческого, так и интеллектуального развития. У ребёнка будут развиваться воображение, мышление, память и интеллект. Он сможет легче осваивать школьную программу, если родители создадут условия развивающие креативность. Как видите, развитие творческих способностей также важно для малыша, как физическое, эмоциональное или интеллектуальное.
Развивать творческие способности несложно. Каждый родитель может создать условия для своего малыша, чтобы он вырос крепким и всесторонне развитым. Как создать необходимые условия, для развития творческих способностей?
Как правило, дошкольники и младшие школьники легко и быстро вовлекаются в творческую деятельность. Они с удовольствием решают проблемы, проявляют креатив, пробуют свои силы самостоятельно, и в то же время находятся под контролем родителей. Юному исследователю нелегко сделать первые шаги, ведь тут необходимо принимать решения, анализировать, координировать свои действия и применять теорию на практике самостоятельно.
Дошкольники и младшие школьники не связаны стереотипами, они крайне любознательны, проявляют огромное желание исследовать все новое и познавать мир. В этот момент ребенок приобретает бесценный опыт, а родители делятся знаниями и поощряют начинания детей. Именно так и развивается творческая деятельность детей.
Каждая возрастная группа имеет свои особенности креативного развития.
До 2 лет
Малыши активно проявляют интерес к музыке. Мамы часто замечают, что их детки начинают двигаться под ритмичную музыку или что-то напевать. В этом возрасте дети уже могут улавливать ритм музыки. Детям двухлетнего возраста уже нравится художественное творчество. Они учатся держать карандаш в руке, пытаются что-то рисовать и бесконечно много экспериментируют.
3-4 года
Уже с трех лет у детей можно заметить пик творческой активности. Они все больше рисуют и их рисунки приобретают смысл. Они все еще повторяют за взрослыми, но и проявляют самостоятельность. В 3-4 года детки начинают проявлять собственную инициативу, подключают воображение и много фантазируют.
5-6 лет
В пятилетнем возрасте ребятам по силам самостоятельно решать ту или иную задачу. Они демонстрируют упорство, поэтому задания для них можно усложнять. Пятилетки уже научились справляться с неудачами, могут длительное время проводить над решением какой-то проблемы и уже целенаправленно добиваются результата.
7-8 лет
В младшем школьном возрасте чаще всего ребенок сосредоточен на музыке, рисовании, лепке или театре. Именно в этом возрасте у деток начинается активная художественная деятельность. Ребенку интересны разные направления, и в каждом из них он может преуспевать. Бывает, что лучше всего у ребёнка получается какая-то одна деятельность. Как правило, это случается там, где у малыша есть природные задатки. А ещё в этом возрасте мы можем смело говорить о детском техническом творчестве. Обычно к этому времени у малышей есть определенный жизненный опыт, чтобы экспериментировать снова и снова.
Лучше всего развивать творческие способности детей в период от 1 до 5 лет. В этом возрасте малыш наблюдает за всем и запоминает все довольно быстро.
Дети от природы любознательны и открыты новому, поэтому задача родителей и педагогов — создать условия для раскрытия их творческого потенциала.
Есть множество способов, которые позволяют не выходя из дома развивать способности детей. Если родитель внимательно изучит их, то может применять их ежедневно. Вскоре это даст положительные результаты.
- Например, самым простым и доступным способом для каждого из нас является разговор с ребёнком о том, что его окружает. Это можно делать в автомобиле, по дороге в детских сад.
- Читайте рассказы, истории. Предлагайте ребенку придумывать свои истории или продолжения прочитанных сюжетов.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка были в доступе конструктор, мозаика и другие развивающие игры. Они помогают ребёнку развивать мышление и воображение.
- Проводите со своим малышом время за лепкой, рисованием и чтением книг. Эти занятия также благотворно влияют на развитие творческого мышления.
- Выделите место дома, где ребенок может свободно творить, не боясь что-то испачкать или испортить. Не бойтесь беспорядка — творчество часто связано с хаосом.
- Поощряйте ролевые игры, где ребенок может придумывать сюжеты, персонажей и ситуации. Используйте не готовые игрушки, а наборы для самостоятельного творчества, которые стимулируют воображение. Пусть создает необычные конструкции из подручных материалов, придумывать новые игры!
- Конечно, не забывайте о музыке и танцах. Все это поможет вам не только провести время весело, но и получить максимальную пользу.
- Хвалите за усилия и оригинальность, а не за результат.
Игра прекрасно подойдет малышам от 5 лет и старше. Она отлично тренирует воображение и учит создавать разные образы в голове, а также ребенок учится замечать признаки предметов. Родитель показывает картинки с разными предметами, а ребенок пытается придумать, что они напоминают.
Принимаются все варианты, но поощрить стоит самый оригинальный из них. Бывает такое, что ребенок не может придумать предмет. В этом случае помогите ему: переверните картинку или закройте одну ее часть. Так или иначе, что-то да придёт на ум. Такого рода игра прекрасно развивает детское воображение.
Игра отлично подойдёт ребятам 5 лет и старше. Родитель начинает свою историю со слов: «В некотором царстве..», «Однажды...» или «Жили-были...», а дальше инициативу подхватывает ребенок. Лучше всего, когда в этой игре участвует несколько детишек. Тогда каждый участник придумывает свою часть и в конце получается настоящая история. Родитель может лишь направлять сюжет сказки. Перед началом игры будет неплохо, если вы вспомните несколько персонажей или сказочных героев, чтобы ребенок включил фантазию. А в конце родитель пусть попросит пересказать всю историю.
В эту игру рекомендуется играть с детками от 3 лет. Взрослый подаёт ребенку (или детям) разные семена и зерна и предлагает выложить из них какой-либо предмет. Но не торопитесь подсказывать ребенку, что именно выкладывать. Пусть он придумает в своей голове образ, а после пытается его изобразить из семян и зёрен. Это упражнение прекрасно развивает образное мышление. Малыш тренируется моделировать целостный образ из мелких деталей.
Эта игра особенно интересна, когда играет несколько деток. Можно устроить своего рода соревнование.
Замечательная игра, которая понравится малышам 4 лет. Родитель берет лист бумаги и в центре листа оставляет немного чернил или краски. Получается клякса. Лист можно сложить пополам, а затем предложить ребенку игру. Что же он увидит в этой кляксе? Возможно, облако или птицу? Это упражнение прекрасно развивает воображение и умение строить и видеть образы.
В эту игру лучше играть с малышами от 5 лет и старше. Родитель может подготовить заранее несколько карточек, где написано 2-4 описания предмета. Карточки готовить не обязательно, но родителю придётся придумывать описание быстро для следующего участника. Например, вы дадите такие описания: быстрый, мягкий и пушистый. Ребенок должен сказать, хотя бы 3 предмета, которые обладают таким описанием. Например, заяц, кот и лиса. Упражнение прекрасно развивает мышление и воображение ребёнка. Более того, малыш делает самостоятельные умозаключения.
В эту игру с удовольствием включаются малыши от 4-5 лет. Это упражнение довольно интересное и полезное, хотя, и кажется, странным с первого взгляда. Родитель готовит карточки с разными предметами заранее, например, зеркало, машина, человек. Малыш тянет 1-2 карточки, а родитель загадывает характер, например, веселый и непослушный. И ребенок начинает рассказывать, как ведёт себя веселое зеркало или непослушная машина. Идея упражнения заключается в том, чтобы ребенок соотносил признак и предмет, описывал характер, подключая воображение.
Детки стремятся взять в руки краски и карандаши в самом юном возрасте. Когда они видят предмет, который оставляет след на поверхности, они становятся крайне любопытными к этому предмету и пытаются изучить его. В 2 года ребенок бессмысленно водит карандашом по бумаге, но в в 3-4 года в его рисунках появляются изображения окружающего его мира. С возрастом ребенок рисует лучше и в его рисунках появляется смысл и идея.
Этот вид деятельности прекрасно развивает фантазию, воображение и образное мышление. Ребенок учится видеть прекрасное в самых обычных предметах. Более того, малыш учится передавать объемы и форму другого предмета посредством лепки. Любой материал будет уместен для занятий лепкой: глина, пластилин и даже тесто. Каждый из этих материалов имеет свою текстуру и свойства. Идея занятий лепкой заключается в том, чтобы ребенок в игровой форме учился передавать форму и структурность любого предмета.
В саду и начальной школе дети любят заниматься этим видом деятельности. Суть ее заключается в том, чтобы ребенок научился составлять композиции, самостоятельно накладывая разные вырезанные формы на фон. Здесь не важно даже, получится ли композиция со смыслом или без. Здесь важно, что малыш тренируется организовывать свою работу, накладывать формы одна на одну, играет с цветом. Приклеивать вырезанные формы можно на клей или прикреплять нитками.
В 3-4 года ребенок начинает рисовать более-менее осмысленно и передаёт восприятие окружающего мира через рисунок. На этом моменте родитель может познакомить своего сына или дочку с нетрадиционным рисованием. Смысл этого занятия заключается в том, чтобы ребенок учился самовыражаться и передавать свои эмоции рисуя разными способами. Здесь в помощь идут все подручные предметы: ватные палочки и диски, пальчики малыша, парафиновые свечи и даже зубная щетка. Как их применять? Все зависит от вашей фантазии и воображений малыша. Считается, что нетрадиционное рисование помогает в преодолении детских страхов, обретению внутренней гармонии и веры в себя.
Особенно благотворно на взросление ребёнка влияет музыка. Чем раньше малыш начинает слушать музыку, тем быстрее и лучше он научится выражать свои эмоции и будет делиться чувствами. Прослушивая музыку, малыш учится воспринимать ее, понимать ее настроение. И в этот момент активно подключается воображение ребёнка.
В раннем возрасте ребенку полезно прослушивать детские песенки и классическую музыку. Со временем ребенок учится двигаться под музыку, улавливать ритм и такт. Ещё чуть позже малыш учит слова понравившихся песен. Поэтому крайне важно включать детские сказки, музыкальные мультфильмы. Музыка прекрасно содействует развитию памяти и речи. Более того, это веселое времяпровождение, где ребенок и родитель заряжаются положительными эмоциями.
Занимаясь театральной деятельностью, ребенок учится примерять чужие роли на себя. Только здесь ребенок может перевоплотиться в дерево, родителя или любимого персонажа. Благодаря театральной деятельности малыши тренируются сопереживать и раскрывать новые таланты и развивать интеллект.
Чтение и литературное творчество развивают речь и воображение. Благодаря книгам ребенок учится фантазировать и представлять себя на месте того или иного героя. Очень важно создать для ребенка комфортные условия и постепенно знакомить его с разными литературными жанрами. Подберите произведения согласно возрасту ребёнка и читайте вместе, пересказывайте истории, придумывайте стишки и рифмовки.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития творческих способностей. Ребенок воспринимает мир через игру, учится фантазировать, развивает интеллект и воображение, учится говорить правильно. У вас достаточно времени пока малыш не учится в школе. Родители сделают огромный вклад в его будущее, занимаясь с ним регулярно. Шаг за шагом малыш освоит все виды деятельности и добьётся многого благодаря своим творческим способностям.
Внимание к детскому развитию, inRing
Сообщения не найдены
Написать отзыв