Что такое воспитание

Декабрь 21, 2023

Горизонтальное и вертикальное развитие

Часть 2

Множество компетенций, знаний и навыков можно отнести к горизонтальному развитию человека. Некоторые из них обозначены на Рисунке 1. Однако, важная часть возрастания человека находится в его вертикальном измерении. Вертикальное развитие – это духовное становление, развитие прежде всего человеческих качеств, а не компетенций.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал о детях: «Не учите их, что польза – главное. Главное — возрастание в человеке человеческого».

Что такое воспитание? Какого человека мы должны воспитать?

Проведите эксперимент: задайте запрос «Воспитание» в поисковой системе Яндекс и посмотрите, какие изображения он покажет? На фото взрослый с поднятым вверх указательным пальцем. Получается, что слово «воспитание» ассоциируется с обличением, назиданием, поучением.

Хотя воспитание является частью духовного развития.

Парадигма "Дети на аутсорсинге"

В сумасшедшем ритме жизни часто родители поручают воспитание своих детей другим людям. Это может быть няня или бабушка, учитель в школе или детском центре, тренер в спортивной секции, репетитор или психолог. А еще - социальной среде или подростковой субкультуре.

Одна многодетная мама с искренним удивлением рассказала о специальном центре воспитания сыновей в престижном районе Подмосковья. В семьях папы много работают и зарабатывают, редко бывают дома и у них совершенно нет времени заниматься мальчиками. Поэтому родители готовы платить большие деньги за воспитание «мужских качеств» в сыновьях. Действительно, проще заплатить и «пусть там профессионалы занимаются».

Воспитание сыновей

У современных родителей не только нет времени, но и знаний, как нужно воспитывать детей. Результатом зачастую становится отсутствие целей и случайность воспитательного воздействия. Как говориться, «что выросло – то выросло».

Лариса Суркова – популярный психолог, кандидат наук и мама 7-х детей обозначила самый актуальный запрос среди родителей младшего школьного возраста: «Как мне ничего не делать и получить удобного ребенка без проблем для меня?» Иными словами, родителей волнует, как сделать так, чтобы дети благополучно выросли и их не беспокоили. Такая парадигма - «Дети на аутсорсинге».

Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Следствие отсутствия воспитания - выход во взрослую жизнь с размытой системой ценностей и отсутствием внутренних духовных опор. К сожалению, духовное развитие ребенка часто вообще остается за рамками картины мира родителей.

С 1991 года культура, система образования и отчасти система ценностей во многом ориентированы на запад. И только после начала СВО мы стали задумываться о том, на что мы ориентировались и куда шли. Мы забыли истоки и блестящие идеи воспитания, которые были в истории нашей страны.

Уроки К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.А. Калабалина

Антон Семенович Макаренко - советский педагог и писатель, изменил педагогическое мышление в ХХ столетии.

Перенесемся на сто лет назад - улицы нашей страны были заполнены сотнями тысяч бездомных малолетних правонарушителей. Макаренко возглавил одну из колоний, где предстояло растить таких детей до совершеннолетия. Перед Антоном Семеновичем стояла задача воспитания и обучения ребят, большинство из которых не знали, что такое жизнь в семье, соблюдение правил, послушание и обучение. Согласитесь, не это ли настоящий вызов для педагога?

Основными методами воспитания были строгая дисциплина коллектива и общий труд. Напомним о некоторых принципах системы воспитания А.С. Макаренко:

  • Общие дело и труд в коллективе.
  • Интересы коллектива выше личных интересов.
  • Строгая дисциплина, режим иправила, которым подчинялись все ребята.
  • Самоуправление исамоорганизация (совет командиров и другие органы коллегиального управления).
  • Формирование ответственности ребенка за товарищей и команду в целом.

Подробнее о принципах и идеях А.С. Макаренко можно прочитать в его книге «Педагогическая поэма» или посмотреть одноименный фильм.

Хочется поделиться удивительным уроком доверия, который Макаренко преподнес однажды своему воспитаннику.

В 1921 году А.С. Макаренко забрал из тюрьмы в колонию 17-летнего преступника, которому грозила смертная казнь. Через какое-то время Антон Семенович приглашает его и спрашивает: "Я слышал, что ты хорошо держишься верхом на лошади и умеешь стрелять?"  После чего дает поручение – привезти из города огромную по тем временам сумму 2000 рублей на содержание колонии. К тому же, дает удивленному парню собственный револьвер. Тот благополучно возвращается и привозит деньги. Антон Семенович, не считая кладет стопку денег в сейф и говорит: "Спасибо, молодец!" На что изумленный парень спрашивает: "А вы считать не будете?" 

-"Так ты же когда получал считал?" - спросил педагог. 

– "Да!"  

- "Так я тебе верю! Знаю, ты - честный человек». 

- "Антон Семенович,"- громко кричит парень, "не можно ж так доверять!"

Молодого человека звали Семен Калабалин. И первым в него поверил именно педагог Макаренко. И тот готов был пойти на все, только бы оправдать это доверие!

И Семен Афанасьевич Калабалин не только оправдал доверие своего Учителя, а и посвятил продолжению его дела всю свою жизнь. Воспитал более 15 000 беспризорников и сирот, из которых 2 000 ребят называли его своим отцом.

Труд для других

Виктор Иванович Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, уже воспитанник С.А. Калабалина выделяет такую серьезную проблему нашего времени, как отсутствие трудовой деятельности у детей. "Современные дети не умеют трудится, их выращивают как социальных инвалидов", говорит В.И. Слободчиков. Часто именно родители способствуют такому положению дел: не привлекают ребят к совместной деятельности хотя бы по дому, стремятся многое делать сами. В некоторых семьях за домашним порядком следит помощница по хозяйству и тогда дети справедливо выражают непонимание, зачем им самим выполнять какую-то работу по дому. Некоторые родители подростков сталкиваются с ситуацией, когда «ребенок» заказывает доставку еды в то время, как дома полный холодильник. Доходит до того,что15-17 летних «деток» приходится уговаривать навести порядок хотя бы на письменном столе и в своей комнате.

Детский труд дома

В.И. Слободчиков подчеркивает важность практики «делания для другого». Понятие дома и семьи предполагает, что дети многое делают сами: покупают продукты, готовят пищу, наводят порядок в квартире, моют посуду и т.д.

Что же делать родителям?

Статья "Стратегия развития ребенка – смыслы и целевой результат"

Часть 1, Часть 2, Часть 3

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв