Совместное творчество как инструмент, помогающий родителям в разговоре с детьми

Ноябрь 12, 2024

Диалог с социальным предпринимателем Натальей Пониной, основатель проекта TimArt Toys

Венера Кагирова: 

Наталья, здравствуйте! Мы знакомы не так давно, но мне кажется, что мы знаем друг друга долгое время. Давайте сегодня поделимся с родителями, почему важно говорить с детьми о людях с инвалидностью, тяжелыми заболеваниями, ОВЗ? Каким образом это лучше делать?  Наталья, для начала расскажите, пожалуйста, про ваш проект TimArt Toys.

Наталья Понина: 

Наш проект посвящён формированию культуры открытости в отношении людей с инвалидностью. В рамках проекта мы создаём продукты, провоцирующие родителей на разговор с детьми на тему инклюзии. Наша цель — создать инструменты, которые помогут родителям создать пространство, где будет легко начать эти обсуждения, а детям — интересно и познавательно участвовать в них.

ВК: Почему именно тема инклюзии захватила ваше внимание?

НП: На мой взгляд, инклюзия сегодня охватывает не только людей с инвалидностью. В нашем многообразном мире каждый человек уникален, и именно это разнообразие обогащает наше общество. Инклюзивный подход подразумевает уважение и принятие, независимо от их происхождения, физических особенностей или культурных традиций. 

Когда мы говорим об инклюзии, мы должны учитывать, что это не просто вопрос толерантности, но и активного участия. Это возможность каждому человеку выразить свою индивидуальность и внести свой вклад в общую жизнь сообщества. Инклюзия требует от нас не только смелости, но и открытости ума, необходимости видеть в каждом человеке потенциал и ценность.


ВК: Кто является основной аудиторией продукции и игрушек TimArt Toys?

НП: Основная аудитория проекта — это родители детей в возрасте 6–12 лет.

ВК: Какой идеальный результат вам хотелось бы видеть в части культуры открытости в отношении людей с различными способностями в нашей стране? Каким образом можно достичь этот максимальный результат? Какие изменения должны произойти и что для этого необходимо сделать, с вашей точки зрения?

НП: В центре внимания всегда находится человек.

Инклюзия начинается с осознанного внимания к потребностям каждого человека и проявления доброты к окружающим. Внимание к деталям помогает выявить препятствия и создать условия, которые учитывают разнообразие потребностей. А это, в свою очередь, способствует реализации потенциала каждого человека без страха быть отвергнутым и изолированным.

Всегда взаимодействие общества и людей с инвалидностью требует совместных усилий и возможно при условии включения их в различные аспекты жизни - от трудоустройства до доступности общественных мест.

В результате происходит формирование более дружелюбного, справедливого и поддерживающего сообщества.

ВК: Наталья, когда я узнала, что ваш проект про инклюзию и культуру открытости, то вспомнила повторяющиеся ситуации из жизни. Когда дети спокойно общаются и играют с детками с ОВЗ на площадке. При этом родители как-то неоднозначно смотрят на них, предостерегают своих детей против общения и даже задают другим родителям вопрос: «А что ОН делает среди наших «нормальных» детей»? Получается, что необходимо начинать работу с родителей?

НП: Наши продукты направлены как раз на то, чтобы родители активно принимали участие в обсуждении. Важно помнить, что для детей нет преград в понимании — они видят мир искренне. А вот родители часто из-за отсутствия информированности бояться обсуждать «сложные» темы. Дети всегда наблюдают за тем, как реагируют их родители на различные ситуации. И если родители демонстрируют открытость и интерес к темам инклюзии, дети, скорее всего, перенесут эти ценности в свою жизнь.


ВК: Я, как психолог, вижу, что встреча в коллективе или на улице с ребенком с ОВЗ у многих, даже взрослых людей вызывает сильные эмоции – неловкость, отсутствия понимания как правильно себя вести, что нужно сказать.

В основе этих эмоций лежат глубинные страхи, когда наше сознание не готово ко встрече с этой инаковостью - оно действует через отрицание и защиту. Многим людям проще отвернуться, забыть и сделать вид, что все хорошо и красиво. Люди с физическими особенностями вскрывают страхи и напоминают о том, что с нами или нашими близкими может случиться что-то плохое. Человек, как правило, не готов допустить подобное в себе. В связи с этим два вопроса:

- Зачем выводить «из зоны комфорта» взрослых и детей, рассказывая им о том, что вокруг нас много людей с ОВЗ? 

- Почему это важно для современного общества?

НП: Осведомленность о потребностях и особенностях людей с инвалидностью позволяет разрушить стереотипы, способствуя более глубокому пониманию разнообразия человеческого опыта. Выход «из зоны комфорта» позволяет нам не просто изменить общественные нормы, но и пересмотреть собственные представления о возможностях и границах. Создание инклюзивной среды — это вызов для каждого из нас, и важность этого процесса не следует недооценивать.

Инклюзия — это не только вопрос удобства. Это этическая норма, которую мы должны стремиться поддерживать, чтобы иметь возможность раскрыть свой потенциал и развить личность.

ВК: Каким образом, по вашему мнению, это лучше делать?

НП: Игра и творчество – прекрасные помощники для родителя. В мире, где коммуникация становится все более важной, художественные и игровые формы взаимодействия открывают новые горизонты для понимания и эмоциональной связи.


ВК: Могли бы поделиться опытом, как обучающие пособия, которые вы производите, изменили отношение детей и/или взрослых к людям с особенностями развития?

НП: На примере материалов для проведения уроков доброты по взаимодействию с собаками-проводниками и незрячими людьми, можно сказать, что дети с удовольствием посещают такие мероприятия и воспринимают информацию. Они делятся с родителями новыми знаниями, приносят домой раздаточный материал в виде раскраски и магнита, и это тоже помогает в разговоре с родителем. 

ВК: Во времена моего детства, родители редко говорили со своими детьми о том, что есть люди с ОВЗ. Обычно ровесники замечали ребенка с инвалидностью на улице или детской площадке, спрашивали родителей: «Почему этот мальчик не играет со всеми?» На что получали ответ: «У Ванечки ножка болит, он не может со всеми бегать...» Дальше ребятам приходилось самим додумывать, что это значит… Мне кажется, что у детей подобное объяснение может вызывать еще больше вопросов, не говоря о непонимании, ощущения неловкости. После чего уже не возникало желания подойти и познакомиться с таким ребёнком. Как правильно, по вашему мнению, отвечать на вопросы: «Почему ребенок не такой как все»?

НП:  Я люблю говорить, что все мы имеем разные способности. Каждый из нас представляет собой уникальное сочетание национальности, семейных традиций, увлечений, талантов и жизненного опыта. Например, некоторые обладают отличным зрением и могут комфортно сидеть на задней парте, в то время как другим не страшен горячий чай, и они могут его пить без риска обжечься. Кто-то увлечён математикой, но не умеет плавать, а кто-то сделал прорыв в области робототехники, но не знает, как приготовить простой суп. И внешность тоже у всех уникальна. Быть универсально лучшим невозможно – и это прекрасно. Именно поэтому мы увлечены общением друг с другом, поражаемся талантам окружающих и ценим собственные уникальные способности.


ВК: В каком возрасте и в какой форме лучше начинать говорить с ребенком о людях с ОВЗ и, особенно, о детках?

НП:  Я думаю, что с 5-6 лет точно можно читать книги, смотреть мультики на эту тематику.

ВК: В школьном классе дети с ОВЗ в силу того, что они иные и физически слабее, могу стать объектом буллинга. Говорят, что инклюзивная культура в наших школах формируется на настоящее время. Наталья, возможно вы знаете, какая ведется работа в школах?

НП:  Есть множество проектов, направленных на «борьбу» с буллингом, на работу с психологической атмосферой в классах. И даже если мы не имеем в виду инклюзивные классы. Но на практике я вижу низкую заинтересованность классных руководителей, школьных психологов и руководства в целом в профилактике буллинга. Я, например, ориентируюсь на школу, в которой учатся мои старшие дети. И это печально.

 

ВК: Как можно помочь педагогам и администрации решить данную задачу?

НП:   Есть волонтёры, готовые приходить в школу, проводить беседы, устраивать мастер-классы. Но опять же, здесь необходима заинтересованность самой школы. Потому что иначе ничего не получится. 

ВК: Если говорить о школьниках, почему бы не обсуждать тему инклюзии на уроке «Разговоры о важном»? Например, не просто провести урок, а еще подарить ребятам, предположим, ваш брелок «Любовь», на котором написано это слово шрифтом брайля. Как вы считаете, как это может поменять ребят? 

НП:  Когда школьники получают возможность узнать о реальных историях и опыте людей с различными ограничениями через любые инструменты: будь то лекция или простой рассказ, раскраска, брелок или что-то другое, это способствует формированию более глубокого понимания и эмпатии. Такие диалоги помогают разрушить стереотипы и барьеры, которые зачастую становятся основой для агрессии и издевательств – буллинга.

 

ВК: Сейчас часто обсуждается тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Какие личные качества формируются у детей благодаря погружению в мир людей с различными способностями и взаимодействию с ними?

НП: Такое взаимодействие развивает в детях способность понимать и разделять чувства других, сопереживать, это формирует глубокое осознание значимости любви и поддержки. Эмпатия становится основой для установления крепких связей и дружбы. 

ВК: Наталья, мне очень нравится дизайн, цветовая гамма вашей печатной и сувенирной продукции. Расскажите, кто разрабатывает концепцию, содержание и внешний вид книг и сувениров? 

НП: Вся концепция, идеи продуктов, их исполнение – моя задача. За визуальную часть отвечает иллюстратор – мама двоих деток, находящаяся в декрете.

 

ВК:  Возможно, у вас случались интересные встречи, которые состоялись благодаря вашему проекту TimArt Toys, и вас приятно удивили, поразили. Могли бы поделиться? 

НП: В сфере социального предпринимательства очень много классных, добрых и отзывчивых людей, которые меняют мир! 

ВК: Наталья, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом, где социальному предпринимателю брать вдохновение и энергию на реализацию своей важной и непростой миссии? 

НП: Я всегда беру вдохновение в семье и своих детях. Для меня очень важно внести свой вклад в развитие их, как адаптивных, свободных, умеющих делать выбор и нести ответственность личностей. Мне кажется, мой проект непосредственно на это направлен. 

ВК:  Сейчас многие родители говорят, что главное, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком. Что для Вас значит счастье?

НП: Люди по-разному понимают счастье: для кого-то это семейный уют, для других — свобода или признание. Однако истинное счастье, на мой взгляд, заключается в умении ценить настоящее, принимая жизненные испытания и наслаждаясь каждым новым днем. Счастье — это не цель, а путь, который мы выбираем, и опыт, который нас формирует.


ВК: Наталья, благодарю Вас за интересную и содержательную беседу! 

Все фотографии предоставлены TimArt Toys.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв