Про современных подростков

Октябрь 29, 2024

23 октября 2024 года в МШУ СКОЛКОВО состоялась публичная стратегическая сессия «Дети – стратегия. Правопреемство страны. Что посеем, то пожнём». 

Гули Базарова, Директор Московской школы практической психологии, кандидат психологических наук 

и Елена Конькова, практикующий психолог и преподаватель Московской школы практической психологии, - выступили с докладом "Современный подросток – кто он?"

Предметом разговора стали темы обращений подростков от 10 до 25 лет в «Службу адресной помощи» Движения Первых.


Психологи выделяют четыре категории проблем

1. Сложности в отношениях с близкими и сверстниками

Современных подростков волнуют самые разные вопросы: от установления контакта с родителями и обсуждения отношений с противоположным полом до авторитарности и морального и физического насилия со стороны родителей. Также ребята часто не знают, как себя вести в сложных ситуациях буллинга и насилия в школе, к кому обратиться за помощью. 

2. Образование и карьера

Современных подростков интересуют темы выявления своих сильных сторон и успеха, применения школьных знаний, выбора профессии и понимания того, чем занимаются взрослые на работе и как зарабатывают деньги.

3. Самооценка и самоопределение

Школьникам сейчас зачастую сложно поверить в себя и трудно найти опору, при этом, они не всегда готовы довериться родителям, школьным психологам и учителям. Актуальная задача для подростков любого времени - это понимание своих внутренних переживаний и совладание с эмоциями.  

4. Регулирование эмоций и подростковое одиночество

В силу отсутствия сформированных внутренних опор - у подростков наблюдается высокая тревожность и низкая стрессоустойчивость. Причиной этих состояний может быть школьная нагрузка, подготовка к контрольным, ОГЭ и ЕГЭ. А также огромного количества хобби и дополнительных занятий, которые порой навязаны родителями и ребятам нельзя от них отказаться. Все это может вызывать апатию, снижение мотивации к деятельности и даже депрессивные состояния и мысли о суициде.


Подростковый кризис «цифрового поколения» 

По словам Гули Базаровой, взросление сопровождает неизменный конфликт между «надо» и «хочу». Результатом успешного прохождения подросткового возраста является формирование самосознания, понятийного мышления и «чувства взрослости».

Осознание себя, как индивидуальности с отличным от других мнением. Появляются догадки о "несовершенстве" мира взрослых. Наконец, социализация и построение отношений в группе сверстников. Иногда следует отказ от родительских установок и моделей поведения.

Важный момент - готовность подростка идти на риск. «Я рискую — потому что мне важно проверить свою готовность ко взрослому миру, доказать вам и себе, что я справлюсь». Если нет возможности испытать сильные эмоции от риска -  молодые люди могут испытывать аутоагрессию и наносить себе телесные повреждения. 


Что изменилось в подростковом кризисе «цифрового поколения»?

Подростки "цифрового поколения" имеют отличительные особенности. 

Индивидуализм подростков или ориентация на себя

То есть повышенное ощущение собственной значимости, может быть непринятие роли Родителя. Интернет является для них новым авторитетом, который вытесняет Взрослого. Самооценка подростка может формируется во многом через социальные сети и лайки. Или даже зависит от влиятельных лидеров мнений и «звезд» социальных сетей.

Киберсоциализация

Проявляется как взаимодействие с объектами виртуальной среды – общение через социальные сети, виртуальные миры, онлайн-игровые платформы и ботов-помощников. Подростки могут снижать острое ощущение одиночества через пребывание в сетевых сообществах, где находят друзей по интересам.

Также снижается потребность в коммуникации подростков разных возрастов. Она замещается  чтением новостей, комментариями, "серфингом" в сети, онлайн-играми. Появление «искусственного» языка общения - сленг и смайлики.  

Способность к многозадачности мышления

Ребята без труда выполняют несколько задач сразу - делают домашнее задание, смотрят сериал, переписываются в сети с друзьями. 

Задачи школьного возраста «думать» и «учить» замещается функцией «искать» в интернете.

Гули Базарова и Елена Конькова отмечаются также другие интересные факты развития "цифровых" подростков: 

  • Снижение эмоционального интеллекта - ребята лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и поведении.
  • Снижение уровня агрессивности, но повышение уровня тревожности и депрессивности.
  • Новый вид подростковой депрессии – FOMO «fear of missing out» (страх пропустить что-то важное в жизни, как своей, так и других людей).
  • Гиперактивность – большая потребность в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливости и терпимости.
  • Аутизация – защита от проблем современного образа жизни, способ отгораживания от мира, погружены в себя, виртуальный мир и неспособны общаться с окружающих.
  • Главные ценности – самовыражение, самореализация, счастливая жизнь, высокая ценность отношений, страх перед одиночеством, стремление к подтверждению своей значимости и успеха через социальные связи.
  • Понимают успех как хорошие отношения с большим кругом людей.

Что могут сделать взрослые для воспитания "цифровых" подростков?

Гули Базарова рекомендует взрослым отказаться от роли родителя и стать другом – наставником.

  • Помогать подростку лучше познать себя. Овладеть навыком самопознания. Например, обратиться к другому человеку и «подумать об него про себя», понять свои слабые и сильные стороны.
  • Развивать мягкие навыки: коммуникативные способности, эмоциональный интеллект и решение конфликтов.
  • Помогать овладеть критическим мышлением и навыками работы с информацией, чтобы видеть признаки манипуляции в жизни и сети.
  • Направлять цифровые навыки подростка на благо его развития - образования и  профессионального выбора. Например овладение графической и визуальной средой, с использованием атрибутов и инструментов сети (ИИ, боты цифровые и цифровые платформы).
  • Учитывать эмоциональную дезадаптивность «цифрового поколения» и внедрять в школах программы (well-being) для улучшения внутреннего благополучия подростков, включая антибуллинговые меры.

И конечно, ключевым фокусом должно стать воспитание человеческих качеств и духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Именно российские традиционные ценности (перечисленные в Указе Президента №809) станут крепкой опорой на протяжении долгой жизни наших детей. Что позволит им развиваться самим и способствовать созидательному развитию Родины, идти к достижению целей и высокого результата. И, что самое главное, после неудачи, падения - подниматься и продолжать движение вперед.   

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв