Многие слышали о книге «Общаться с ребенком. Как?». Эта книга - потрясающее подспорье на длинном и непростом пути воспитания детей. Мне посчастливилось слушать лекции Юлия Борисовна Гиппенрейтер на факультете Психологии МГУ им. Ломоносова. При всей мудрости и глубине мыслей и высказываний, она делится ими очень простым и доступным слогом.
Для тех, у кого нет возможности прочитать бестселлер мы публикуем самые важные идеи Юлии Борисовны Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?» можно назвать «настольной книгой для родителей», которую рекомендуют прочитать не просто один раз, а перечитывать.
Итак, главные идеи книги «Общаться с ребенком. Как?»:
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Потребность нужности другому одна из фундаментальных человеческих потребностей и ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка.
Важно постоянно сообщать ребенку, что его существование для вас – радость.
Вы можете использовать слова «Я рада тебя видеть, я ждала тебя», жестами и прикосновениями, добрым и приветливым взглядом. Юлия Борисовна рекомендует обнимать детей не менее 4 раз в день, а лучше 8.
Важно проводить время с ребенком: читать, играть, заниматься. Не вмешиваться в задания, которые ребенок умеет делать сам. Поддерживать успехи ребенка.
Это очень важно, поскольку завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом. Родители тоже живые, в современном мире на них ложится масса обязанностей и ответственности. Если ребенок сделал что-то плохое, то скажите ему о своих чувствах.
При этом, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Почувствуйте разницу: «Ну, что за неряха! Когда ты начнешь убирать свою комнату?» или «Когда я вижу беспорядок в твоей комнате, мне очень неприятно, я все время спотыкаюсь о разбросанные у тебя вещи».
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Заставлять ребенка заниматься чем-то, что ему категорически не нравится не стоит. Лучше аккуратно предлагать, делать вместе, показывать пример. Возможно, что со временем эта деятельность вызовет интерес ребенка.
Это очень важная и мудрая рекомендация. В наше время много обращений к психологам с запросами:"Моему ребенку ничего не интересно. Он ничего не хочет делать".
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Передача детям ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь — самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения — более спокойными и радостными.
Бывает, что ребенок упорно не выполняет определенные обязанности. Например, вы каждый день по несколько раз будите его в школу, он вам говорит, что уже встает. Но тут же снова ложится в кровать. Проведите эксперимент, поговорите накануне с ребенком и скажите, что следующую неделю вы будите только один раз и убегаете на работу. Далее – его ответственность. Если он не встанет и несколько раз опоздает в школу, то встретится с недовольством учителей. Возможно, это поможет сдвинуть дело с безнадежной точки. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. В таком случае исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. И ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
К сожалению, часто слушать ребенка мешают традиционные родительские высказывания.
Психологи проделали очень важную работу: они выделили типы этих высказываний — настоящих помех на пути активного слушания ребенка. Их оказалось целых двенадцать!
Автоматические ответы родителей | Что слышат в них дети |
Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Замолчи!» |
Нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся |
Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя» |
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик |
Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых» |
Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое |
Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...» |
Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем |
Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!» | В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой» |
Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Все из-за тебя!» | У ребенка формируется низкая самооценка. Он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его |
Похвала - с элементами оценки. В подобных фразах всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем» |
Когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. («А почему ты меня сегодня не похвалила?») Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений. |
Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» | Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!» |
Догадки, интерпретации
«Я знаю, это все из-за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...» |
Кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта> |
Выспрашивание, расследование «Нет, ты все-таки скажи» | Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные |
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» | В этих фразах ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания |
Отшучивание, уход от разговора. «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!» | Нежелание взрослых вникнуть в проблему ребенка |
Предлагайте компромиссные решения. Ребенок в магазине хочет, чтобы вы купили дорогой конструктор. Вы не готовы сейчас это сделать. Можно сказать ребенку, что скоро будет Новый год, день рождения или другой праздник. Спросить его, что он хочет получить в подарок? Высока вероятность, что он назовет этот конструктор. Если нет, то можно прямо предложить его в подарок на праздник.
Юлия Борисовна в своей книге несколько раз повторяет: каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем. Ребенку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Попробуйте использовать описанные правила в общении с ребенком, чем больше – тем лучше. И многое другое, что подскажут вам интуиция, жизненный опыт и любовь к вашему ребенку.
Радости в общении с ребенком и душевного благополучия!
Сообщения не найдены
Написать отзыв