Основная форма организации образовательного процесса – урок. Их разнообразие обширно. Несмотря на то, что даже в рамках одного предмета существует немалое их количество, выделяют несколько общих черт всех школьных занятий. Это – временные ограничения (45 минут), стандартное количество участников процесса (учитель, учащиеся конкретного класса). При этом считается, что учитель – организатор деятельности на уроке, он подготовлен с методической стороны, а урок организуется согласно конспекту и поурочному плану.
Какой тип и вид урока выбрать – зависит от дидактических целей, которые ставит перед собой учитель, от возраста детей, уровня подготовленности учеников и от обеспеченности школы. С учетом этих особенностей один и тот же тип урока имеет несколько структур.
Методика предлагает несколько классификаций типов урока с учетом различных аспектов. Большую популярность в педагогике имеет классификация, которую предлагает Б. Есипов. Он выделяет такие типы уроков по дидактической цели:
Большую популярность в начальной школе имеет именно комбинированный урок, благодаря своей специфике. Объясняется это тем, что младшие школьники имеют разные возрастные особенности, у них еще неустойчивое внимание, в эмоциональном и физическом плане они более активны. К примеру, комбинированный тип урока выбирают при изучении математики в начальных классах – в течение одного урока детей обучают по нескольким направлениям.
Нестандартные типы уроков выделяют в отдельную категорию. Разработаны они с целью привлечения внимания школьников к изучению материала. Это творческие уроки, в которых задействовано максимальное количество учеников из класса. Структура их проведения отличается от стандартной, она имеет необычную форму, также используются нестандартные методы и приемы. К нестандартным относятся уроки-«погружения», КВН, театрализованные уроки, совещания, аукционы, творческие уроки, уроки-формулы, уроки-фантазии, интегрированные, компьютерные и пр.
Как показывает практика, нестандартные типы уроков больше привлекают детей, их мотивация к обучению повышается. Несмотря на большое количество плюсов, имеются и минусы – на подготовку к таким урокам требуется больше времени, а с позиции дидактических целей они не всегда приносят желаемый эффект.
Обратите внимание! Весь учебный процесс не может быть построен только на нестандартных уроках. Методисты советуют педагогам вводить их в практику, но в меру, целесообразно распределяя время.
Отличительная особенность уроков коррекционных школ в том, что в них должен содержаться этап корреционно-развивающих работ. Они должны строиться с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Как классифицируют уроки в коррекционных школах:
На занятиях в школах VIII вида должны строго соблюдаться ЗОТ.
Из-за своей специфики по предмету «Технология» уроки классифицируют отлично от привычной структуры. По этому предмету предусмотрены следующие виды уроков:
На таких уроках в преимуществе практические занятия, развитие технологических знаний, умений и навыков.
Физическая культура – особенный предмет в школе. Наряду с предметом «Технология» он ориентируется на овладевание практических умений и навыков.
В методике преподавания физкультуры в школах предусмотрена следующая классификация уроков:
В каждой группе имеются собственные виды уроков на основе дидактических целей и предметного содержания.
По физкультуре выделяют следующие виды уроков:
Когда ввели федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в классификации основных типов уроков произошли изменения. О новых типах и видах уроков по ФГОс можно узнать на сайте.
Сообщения не найдены
Написать отзыв