Получение образования в школе должно выступать для детей и школой жизни. Это утверждение является общепризнанным. Следовательно, кроме процесса обучения основным наукам у образовательных учреждений имеются и другие задачи, включая освоение ими устойчивых правил безопасного поведения. Процесс обучения должен начинаться с бесед о безопасном поведении в учреждении.
В течение учебного года в школе ученики проводят большую часть времени. Здесь им дают знания, на переменах дети отдыхают, ходят в различные кружки и на внеклассные занятия. Чтобы в школьной жизни не случалось досадных или угрожающих событий, разработаны конкретные правила.
Некоторые требования учитываются еще во время постройки. Школьное помещение размещается в специальном здании с учетом правил пожарной безопасности. Если случится пожар, с верхних этажей тяжелее будет эвакуировать детей, особенно начальные классы. Поэтому младшая школа размещается на нижних этажах.
Предусмотрены также требования к свету в школьных кабинетах, расположению мебели, чередованию уроков разной сложности. В каждой школе имеется медицинский сотрудник. В его обязанности входит контроль за состоянием здоровья школьников, своевременное предоставление помощи по необходимости. Функционируют буфеты, столовая, которые ученики посещают на переменах, чтобы покушать.
За следованием требованиям безопасности следят учителя школы во главе с директором. У каждого учителя есть свои обязанности по соблюдению охраны жизни и здоровья школьников. Однако, все усилия педагогов окажутся напрасными, если сами дети не будут соблюдать правила школьной безопасности.
Формально правила делят на несколько подгрупп – безопасное поведение в обыденной жизни в школе и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Во время учебного дня выделяют периоды, в которые несоблюдение правил повлечет за собой угрозу нанесения увечий здоровью или жизни как самого виновника, так и окружающих его людей. В таких ситуациях соблюдение правил безопасности играет огромную роль.
После каждого урока следует перемена. Необходимо это для отдыха детей и для того, чтобы переместиться в другой школьный класс, подготовиться к следующему уроку, перекусить. Для большинства школьников перемена – это толкотня по коридору и лестнице, катание по перилам и возня с одноклассниками. Подобные действия опасны.
Правила безопасного поведения на переменах следующие:
За соблюдением порядка на переменах следит дежурный учитель и старшеклассники. Они останавливают чересчур буйных ребят, чтобы не было травм.
Несмотря на то, что классный кабинет является безопасным местом, он также может стать причиной травмы. На уроке неосмотрительный ребенок может придавить палец крышкой парты, ящиком от нее или просто между стульями. Если он будет раскачиваться на стуле, он может неумышленно прижать ногу себе или соседу по парте. Торопливый и невнимательный школьник может порезать палец о тонкий край листа учебника или тетрадки. Также небезопасно подтачивать карандаш ножом либо лезвием. От грифеля острого карандаша тоже можно травмироваться. Если с дверью кабинета обращаться неосторожно, ею можно прищемить руку или удариться об нее лбом.
Чтобы всего этого не допустить, необходимо быть внимательным при обращении с учебными предметами и классной мебелью на уроке, для заточки карандаша покупать безопасные чинки, не распахивать сильно дверь и не хлопать ею.
Выполняя лабораторную работу на уроке физики, химии или биологии необходимо быть осторожным. Это касается и занятий в школьных мастерских. При работе с приборами, химическими реактивами, столярными и слесарными инструментами необходимо четко выполнять правила техники безопасности и иметь определенные навыки их использования. Чтобы избежать негативных последствий халатности и неумения, нужно следовать таким правилам: прежде, чем приступать к работе, ознакомиться с инструктажем по технике безопасности; работать по инструкции, не баловаться с приборами, аккуратно с ними обращаться, не использовать оборудования или реактивы не по их прямому назначению.
На уроках физкультуры опасность для жизни несет не только оборудование спортзала или стадиона, но и поведение самих учеников. Урок физической культуры школьники воспринимают как разрядку, шанс снять напряжение и утомление, которое было накоплено в течение учебного дня. На уроках физкультуры должны соблюдаться следующие правила:
Эти правила касаются безопасного поведения при обычном течении учебного процесса. Тем не менее, не исключены чрезвычайные ситуации, при которых неумение компетентно действовать способно нанести вред здоровью или жизни. При чем не только себе, но и другим.
На занятии не исключены ситуации, которые нарушат привычную школьную жизнь. Это такие ЧС: пожар либо задымление, возможный ураган или наводнение, нахождение взрывоопасных предметов, боевых припасов. В каждой ситуации необходимо действовать строго по инструкции. Но главное, что нужно сделать в первую очередь в любой из таких ситуаций – уведомить об этом сотрудников учебного заведения, а при необходимости – специализированную службу (полиция, МЧС).
Если во время учебного дня в школе обнаружат очаг возгорания или задымление, главное – не паниковать и оставаться спокойным. Из-за паники во время экстремальных ситуаций может пострадать больше людей, чем конкретно от самой опасности. Если знать, как правильно действовать, и иметь определенные навыки, удастся избежать множества неприятностей.
Правила действия при пожаре или задымлении:
Когда опасная зона будет покинута, нужно пересчитать количество вышедших людей, чтобы убедиться, что никто не отстал или не остался в помещении. По необходимости – оказать медицинскую помощь.
Если возникла угроза стихийного бедствия, к примеру, ураган или наводнение, возможность оставить учеников в школе или распустить по домам, чтобы не подвергать опасности, отсутствует. Директор школы, являясь начальником штаба гражданской обороны, осведомлен о правилах действия в опасных ситуациях. Ответственность за безопасность школьников лежит полностью на нем. Именно он решает о необходимости использования убежищ, которые должны быть заранее подготовленными.
Если на территории учебного заведения будет найден взрывоопасный предмет (например, со времен войны), единственно правильным для школьника будет – не подходить к нему и тем более не трогать. О находке рассказать старшим, чтобы те вызвали специалистов. Если будет объявлена эвакуация, действовать нужно так же, как и при пожаре: покидать территорию организованно, следить, чтобы никто не остался.
Если будет найдена подозрительная сумка, пакет и пр., действовать необходимо таким же образом. Если соблюдать правила безопасного поведения в школе, удастся избежать ситуаций, представляющих опасность для себя и окружающих людей.
В нынешнее время соответствующие инструкции и методические рекомендации четко регламентируют перечень действия, которые направлены на формирование у обучающихся навыков безопасного поведения.
В каждой школе, в той или иной степени, используется следующий комплект мероприятий по обучению правилам безопасности:
Также школы ведут просветительскую и профилактическую деятельность с родителями, несовершенства воспитательной работы которых часто вынуждены исправлять педагога.
Правила безопасности в школе обычно фиксируются в Уставе, Правилах для обучающихся и прочих документах. Ежедневный контроль по их соблюдению лежит на дежурных учителях и учащихся старших классов.
В средствах массовой информации часто мелькают сообщения о том, что с детьми случаются различные несчастья, или о том, что они неразумно себя ведут. Большая часть таких происшествий случается за пределами стен школ. То есть, прямой вины учителей в этих бедах нет. Но их распространенность говорит о том, что воспитательная работа по обучению школьников правилам безопасности не всегда эффективна.
Кроме формального отношения к ней имеются и объективные причины. Одна из важнейших – желание самоутвердиться через риск. Этот фактор присущ многим, молодым в частности. Если поставить правильную цель, это качество принесет пользу – оно создает первопроходчиков и борцов. Но при недостаточности реальных ощущений оно выражается у детей в демонстрации нарушений любых правил с целью доказывания своей смелости и независимости. Это стремление усложняется усилиями справочного пространства, которое прививает культ игнорирования правил.
В нынешнее время часты случаи, когда родители и, в первую очередь, учителя не берут на себя какие-либо риски, пусть даже иллюзорные, боясь ответственности за урон детям. Небольшой синяк или царапинка не нанесут вреда здоровью. Наоборот, их отсутствие окажется более опасным, ведь у ребенка не будет представлений о возможных последствиях своих действий, и у него не будет мотивации соблюдать технику безопасности. Эта позиция однажды была разработана советской супружеской парой Никитиными.
В конце концов, наибольший вред от компьютерных игр не в том, что они демонстрируют насилие (а это тоже плохо), а в том, что в любое время в них удастся «перезагрузиться». Так у ребенка создается представление того, что любую опасную ситуацию можно с легкостью исправить. Как ребенок сможет это понять, если в жизни он не столкнется с наименьшей опасностью?
Все сказанное выше не означает, что работу по обучению правилам безопасности необходимо полностью перестраивать. Большинство ее составляющих доказали свое преимущество и действенность.
Несомненно, необходимо проводить инструктажи по технике безопасности детей во время проведения лабораторной работы, при работе на компьютере или в школьной мастерской, во время поездок и экскурсий. Безупречное дежурство учителей практически является гарантией выполнения школьниками правил безопасности в учебном заведении. Полезными и нужными будут беседы с родителями, медицинскими работниками и правоохранительными органами. Смена некоторых акцентов воспитательной работы сделает обучение правилам безопасного поведения более результативным.
Можно рекомендовать следующее:
Пожалуй, эти незатейливые изменения помогут вырастить детей как сильных, храбрых, инициативных личностей, направят их любовь к приключениям и стремление самоутверждаться в творческое русло. Только тогда они будут в безопасности, и не будут причинять вреда здоровью или жизни окружающих людей.