Проблема школьной неуспеваемости - одна из наболевших среди родителей, педагогов и психологов. Под неуспеваемостью следует понимать несоответствие подготовки учащихся общепринятым требованиям, регламентируемым Министерством просвещения. Это неспособность усвоить материал в процессе обучения, в ходе посещения уроков, самостоятельной работы, за четверть, полугодие, год. Если ученик отстает, значит он не в состоянии выполнить требования на одном из этапов промежуточного контроля. Между понятиями неуспеваемости и отстаиванием есть тонкая грань, но они тесно взаимосвязаны друг с другом. Если не преодолевается одна поставленная задача, вслед за ней появляется новая, они наслаиваются друг на друга, образую конечный результат неуспеваемости.
Родители прежде всего должны понимать, что их ребенок учится не для получения хороших отметок, главные цели обучения – развитие знаний, умений и навыков, которые он в дальнейшем сможет применять на практике и в повседневной жизни.
Заметив, что ребенок не проявляет должного интереса к учебе, необходимо разобраться, чем вызвано нежелание. Быть может его одолевает скука и он недоумевает, почему он должен находиться в классе, когда вокруг кипит жизнь и много всего интересного. На этом этапе у ребенка отсутствует понимание картины образовательного процесса и главных целей обучения.
Чтобы учебный процесс приносил максимальную пользу и был интересен, необходимо остановиться на формах обучения, особенно если это касается младших школьников. Изложение материала в игровой форме позволит учащимся лучше запомнить информацию и повысит учебную мотивацию. Процесс выполнение домашних заданий также можно сделать увлекательным и насыщенным, если превратить его в квест с распределением ролей и обязанностей. Учащимся старших классов нужна более серьезная мотивация.
Ребенок чрезмерно активен на уроке, постоянно отвлекается и не может сосредоточиться. Такие дети не способны прочитать главу учебника до конца, выделить главную мысль из прочитанного, контрольные работы выполняются с трудом и сдаются в самую последнюю очередь. Неустойчивость внимания является одним из главных факторов школьной неуспеваемости, из-за которой снижается качество обучения. С подобными трудностями в основном сталкиваются учащиеся младших классов, у которых не до конца сформированы навыки самоконтроля. В решении проблемы помогут дидактические материалы, наглядные пособия с картинками, ведь младшие школьники в силу особенностей памяти лучше усваивают и запоминают информацию, подаваемую образно. На просторах интернета достаточно стимульных материалов и техник, которые можно использовать на практике в начальной школе, как педагогами, так и родителями.
У младших школьников одна из частых причин неуспеваемости – склонность откладывать вопросы первой важности на потом, «на завтра». Сложные задания и ответственность за их выполнение, возможные неудачи вызывают беспокойство и страх. Именно по этой причине ребенок откладывает уроки на завтра, порой пропуская учебные занятия, чтобы миновать проблему и возможных наказаний.
Чтобы ребенок раскрылся и смог побороть страх, не нужно ругать его и критиковать. Присмотритесь к его эмоциональному состоянию, если заметили беспокойство, предложите помощь в выполнении домашнего задания. Доброжелательный настрой и поддержка помогут снизить тревожность и страх отступит. Объемные задания необходимо делить на части, таким образом задания покажутся не такими сложными и вполне выполнимыми.
Родители нередко сами порождают проблемы, препятствующие образовательному процессу. Не стоит перенасыщать ребенка разными видами деятельности, записывая на множественные кружки и секции. По мере взросления, интересы и наклонности проявятся самостоятельно. Если второстепенных задач будет слишком много, в силу особенностей психики и возраста, ребенок не сможет осилить задачи первой необходимости. У школьников обязательно должно быть время на отдых и на общение со сверстниками. Грамотно составленный график учебного дня, недели поможет избежать нежелательных нагрузок и повысит учебную мотивацию.
Недостаточный уровень социализации, проблемы в налаживании контактов со сверстниками – одна из весомых причин, по которой ребенок может отставать в программе и не усваивать знания. Неблагополучная атмосфера в классе, разногласия с педагогами могут препятствовать продуктивной деятельности, ведь сложно собраться с мыслями и оперировать задачами, если одолевают злость, чувство обиды и тревога. Если неуспеваемость вызвана социальными проблемами, необходимо установить контакт с педагогами и выяснить насколько серьезна ситуация. Понаблюдайте за ребенком, пусть он раскроется и расскажет, что его тревожит. В дружелюбной форме поговорите о проблеме и помогите найти конструктивные способы решения. Если ситуация слишком критическая и кажется безвыходной, возможно, стоит задуматься над сменой образовательного учреждения, либо формой обучения. Нельзя допускать травли в коллективе.
Наблюдайте за ребенком, за его настроением, поведением, за тем, как он справляется с домашними заданиями. За хорошие результаты не скупитесь на похвалу, выявив ошибки, не ругайте, а укажите в каком направлении идти, и где следует приложить усилия.
Составьте распорядок дня. Режим дня, четко распланированное время позволит преодолеть школьную неуспеваемость. Следуя регламенту, где будет прописано время, отведенное на сон, отдых, перекусы, ребенку будет проще сосредоточиться и не придется тратить время на уговоры и споры, отнимающие драгоценное время.
Позаботьтесь об удобном рабочем месте. Для занятий у ребенка должна быть отдельная комната и удобная мебель - стол, стул соответствующие росту. Освещение также играет немаловажную роль.
Сбалансированное питание и здоровый сон. Составляя режим дня, необходимо помнить, что для хорошего самочувствия, настроения и продуктивного труда необходимо высыпаться. На сон должно отводиться не менее восьми часов. Для мыслительной деятельности и выполнения физических нагрузок необходимо полноценное питание, обогащенное витаминами и минералами. Так как ребенок половину дня проводит в школе, на учебу можно давать с собой легкие перекусы в виде фруктов, злакового печенья, шоколада.
Посещайте школьные собрания, мероприятия, установите контакт с педагогами, это позволит вам узнать ребенка со стороны и выявить отношение педагогов к ребенку.
Не инициируйте ненависть к обучению. Не критикуйте и не обсуждаете при ребенке педагогов, их компетенцию, сложный материал в учебниках. Своим психологическим настроем можно спроецировать ненависть к учебе. Не стоит вспоминать о своих проблемах и неудачах в школьные годы, это негативно отразиться на учебной мотивации.
Будьте для ребенка авторитетом. Чтобы привить любовь к чтению, необходимо самому проявлять интерес к книгам и читать. Недопустимо требовать то, что не выполняешь сам.
Очень сложно собраться с мыслями, когда среди учебных вкладок одна за другой всплывают вкладки с мемами с переходом на развлекательные ресурсы. Остановимся на актуальных программах, которые помогут сосредоточиться и ограничат доступ к нежелательному контенту.
Бытует мнение, что воспитание по принципу «кнута и пряника» самый эффективный метод преодоления школьной неуспеваемости. Оправданно ли данное утверждение? По всей вероятности, у ребенка повыситься мотивация к получению хороших отметок, но вовсе не к продуктивной деятельности. Следует помнить, что внутренняя мотивация намного выше внешней. Если ребенок интересуется конкретным предметом, самостоятельно находит нужную информацию, задает вопросы, хвалите и поощряйте его. Любой успех должен быть отмечен родителями. Неудачи порождают сопротивление и нежелание следовать намеченной цели. Не допускайте всплеска негативных эмоций. Если ученику не дается выполнение какого-либо задания, либо он допустил ошибку, предложите помощь и вместе найдите способы решения.
Психодиагностика учащихся – один из способов выявления школьной неуспеваемости. Чтобы обучение было продуктивным, учащимся необходимо научиться планировать свой день, составлять расписание и ставить задачи, требующие решений. Увлекательные задания, с использованием наглядных пособий, обучающих мультфильмов помогут заинтересовать и пробудить интерес к знаниям. Любые достижения, пусть даже незначительные должны быть отмечены родителями. Неудачи и ошибки преодолевайте вместе. Ребенок должен видеть ваше участие, а не безразличие.
Безусловно, родители должны вовлекаться в учебный процесс и контролировать этапы выполнения работ. Важно именно участие, а не перекладывание обязанностей ребенка на родителей. В средней школе, когда выработался самоконтроль, можно расширить границы, предоставив ученику больше свободы и самостоятельности в выполнении упражнений. Подросткам не стоит навязывать помощь, они вполне самостоятельны и желают в действительности соответствовать данному критерию.
Не стоит рассматривать неуспеваемость однобоко, проблема может быть обусловлена не только психологическими и индивидуальными особенностями ребенка, но и самой системой образования. Нередко педагогам приходится растрачивать силы на выполнение второстепенных задач, не относящихся к педагогической деятельности. Большие классы, когда из-за количества учащихся недостаточно времени и внимания уделяется конкретному ребенку, дети часто остаются неуслышанными, в стороне и плохие отметки становятся показателем неэффективной работы и низкой учебной мотивации.
Милые родители, если на вашего ребенка поступают жалобы в виде неуспеваемости, отставания в учебной программе, не стоит давить на него и требовать высшего результата. Каждый ребенок индивидуален и уникален по-своему, необходимо подобрать ключик, который поможет раскрыться и показать себя во всей полноте. Трудности временные и вполне преодолимые. Терпение, сопереживание, активное участие в образовательном процессе создают предпосылки для здорового и благоприятного формирования личности.
Сообщения не найдены
Написать отзыв