Мы как родители очень хотим, чтобы у ребенка все складывалось удачно и благополучно. Что делать, если у него нет желания учиться? Мы желаем детям счастья, и мы прекрасно знаем, что хорошую профессию для успешного будущего невозможно получить, не имея образования. Постоянные наставления, суровые наказания и табу - не выход, можно только навредить детям. Как мотивировать ребенка к учебе, как научить его справляться с трудностями обучения? В статье собраны рекомендации учителей, психологов и самих родителей, которые в действительности помогли своим детям.
В современных школах детям выставляют оценки, и плохую отметку воспринимают как серьезный крах. От родителей и педагогов редко можно услышать фразу: «Эта тема нелегкая, но я помогу тебе разобраться в ней, чтобы понять». Родители воспринимают двойку не как оценку уровня знаний малыша, а как оценку его самого. «Тюфяк», «болван» - такие обидные клички часто дают детям с низкой успеваемостью. «Что делать, если мой ребенок отстает в учебе, получает плохие отметки?», - такой вопрос часто можно услышать от родителей. Они произносят это от уныния, а не потому, что не любят своего ребенка.
Желательно понять самому и донести до ребенка, что «2» или «3» - это лишь отметка за отдельную тему, и что поняв ее, можно получить совершенно иную оценку. Популярный педагог Дима Зицер рекомендует вовсе отказаться от стереотипной системы оценок:
«Пока мы маленькие, нам все интересно, мы любопытны, мы с легкостью ориентируемся в пространстве. Когда наши любимые взрослые компаньоны, то есть мама с папой, взамен тому, чтобы понимать этот мир, исследовать его со мной, берут нас в рамки «черное-белое», окружающий мир становится замкнутым, и со временем мы оказываемся в собственной квартире будто в клетке.
Из этой клетки тяжело выбраться, боязно пробовать что-то новое или проявлять любопытство, страшно двигаться вперед. В данном контексте нет отличий между плохой оценкой и хорошей. На хорошую оценку мы говорим «хорошая», поскольку она первоначально выглядит положительно, но в общем-то любая отметка ограничивает.
Хорошие отметки – такие же ограничения, как и плохие.
К примеру, если мы нарисуем красный домик, нас назовут «умницами», а если синий, то так уже не назовут. Почему так? В такие минуты в нашей памяти откладывается мнение, что домик обязательно должен быть красным. Это происходит автоматически, практически непроизвольно, неожиданно, но остается в памяти надолго».
Педагоги настаивают на том, чтобы не называть ребенка «неумехой», «лентяем». Выступая по отношению к ребенку суровым надзирателем, родители рискуют утратить с ним доверительные отношения.
Среди причин школьной неуспеваемости выделяют следующие факторы:
К психологическим причинам можно отнести отсутствие мотивации ребенка к достижениям и собственно учебной деятельности.
Если родители недостаточно проявляют любовь и заботу о своих детях, то это может отрицательно сказаться на их школьной успеваемости. Отношение учителей также зачастую оказывает влияние на академические результаты школьников: нежелание или невозможность понять потребности ребят, подобрать релевантные методы преподавания, мотивировать и вызвать интерес учеников к предмету.
Даному фактору начали уделять должное внимание последние 20-25 лет. Это функциональная слабость нервной деятельности, разные виды мозговой дисфункции, психологические и когнитивные отклонения. Данные нарушения часто поддаются успешной коррекции с помощью современных нейропсихологических программ и методик.
Популярный педагог Дима Зицер отмечает, что современные подростки, да и малыши, имеют больше независимости:
Если говорить о том, что было 15 или 20 лет назад, то дети были такими же – чудесными, замечательными. Но если им скажут стать в конкретное место, они станут без разговоров. Я восторженно наблюдаю за этой направленностью: сейчас они менее приспособлены к исполнению чужих пожеланий».
Психолог Людмила Петрановская подсказывает родителям, что подростки в определенном возрасте испытывают нейрофизиологические трудности. И с твердостью можно считать, что они влияют на учебу:
«В этот период у ребенка могут быть трудности с недоверчивостью, оцениванием результатов собственных деяний, с прогнозами. Сложнейшие и поздно формирующиеся структуры мозга, отвечающие за полагание целей, прогнозы, становятся чувствительными и при реформировании действуют отрицательно».
Ребенок определенного возраста не способен построить логичную цепочку, которую отчетливо видят взрослые: будешь плохо учиться – не устроишься на хорошую работу – будешь заниматься нелюбимым делом и мало получать денег.
Случается, что педагог не может найти подход к ребенку или не вызывает у него уважения. Психологи советуют родителям сразу определиться, согласны ли они на то, чтобы на их ребенка повышали голос, оказывали психологическое давление. Согласны ли они с тем, что таким способом удастся вырастить здоровую, вольную и смиренную особу? Если нет, то положение необходимо исправлять, поскольку страх поражает малыша так же, как и взрослого человека. Тяжело будет справляться с работой, если начальник кричит на тебя, нельзя хорошо учиться, когда учитель вызывает тревогу и страх.
В «сильных» и рейтинговых школах к обучающимся выдвигают завышенные требования. Но не все дети справляются со сложными заданиями и высокими критериями оценки. Такие дети всего лишь нуждаются в большем количестве времени и помощи родителей для усвоения программы. Или программа оказалась трудной для ребенка, не по его возрасту.
Одна из причин – наличие психологической травмы у ребенка: дети от природы любознательны и редко «забивают» на учебу без причины. У малыша вызвать интерес можно без проблем, исключение – когда его силы направлены на преодоление насущных проблем. Например, развод родителей, смерть близкого родственника, разногласия с ровесниками – все эти факторы мешают учебе.
Часто в воспитании родители выбирают «кнут», а не «пряник», ссылаясь на то, что когда они были маленькими, всех били и от страха физического наказания они добивались успехов в обучении. Психолог Людмила Петрановская остерегает от подобных методов воспитания и побуждения к учебе:
«Если мама с папой чутко воспринимают малыша, они не смогут сознательно и систематически причинить ему вред – психологический или физический. Они могут сорваться, в ярости ударить, причинить боль и даже хлестнуть, если почувствуют опасность для жизни. Но заблаговременно они не решат взять ремень для «воспитания». Когда ребенок испытывает боль и страх, родители сразу же чувствуют это.
Когда родители отказываются от сопереживания (а наказание невозможно без этого), существует большая вероятность того, что в дальнейшем ребенок будет неэмпатичным. Например, когда он вырастет, он будет гулять всю ночь, а по приходу домой удивится, почему взрослые распереживались.
Иными словами, принуждая ребенка к испытыванию боли и страха – чувств сильных и грубых – родители не оставляют шансов для тонких чувств – угрызения совести, сопереживания, понимания того, что ты кому-то дорог».
Важно показать ребенку, что конкретный предмет интересный. В нынешнее время существует немало интерактивных музеев – научных, ярких выставок, занимательных книг даже по «унылым» предметам. Малыши должны быть заинтересованы в предмете. Естественно, не все покажется в учебе привлекательным, но мотивируя ребенка, родители помогут ему преодолеть трудности.
Очень важно разговаривать с ребенком. Поразительно, но такой простой метод не сразу приходит в голову. Возможно, ребенок всегда ждал этого. Но правильно разговаривать тоже нужно уметь. Необходимо уметь слушать и слышать подростка без давления, учитывая его мнение. Если ребенок говорит, что учитель его унижает, или одноклассники над ним издеваются, необходимо насторожиться, а не говорить, что он все выдумывает. В противном случае - утратится доверие.
Если ребенка травят в школе, необходимо защитить его и противодействовать такой ситуации. Нельзя оставлять подростка наедине с этой проблемой, преследования часто приводят к трагедии, особенно когда учителя и родители бездействуют.
Интересный способ – разрешить ребенку плохо учиться. Иногда такой метод эффективен. В таком случае мы возвращаемся к проблеме ненормальных правил. Плохие отметки ребенок часто получает за то, что работа оформлена неправильно.
Психолог Людмила Петрановская рекомендует не тратить детские годы малыша на противоречивые требования:
«Возьмем начальную школу. Для чего в первом классе уделяют много внимания именно оформлению? «Чтобы научить сразу, иначе...». Хорошо, тогда давайте сразу обучать решению уравнений. Удивительно, но мысль о том, что 7-летний малыш не сможет решать уравнения, понятна. А о том, что он из-за своего возраста не способен запомнить действия: 4 клетки вниз, если последняя строка, то на ней не начинаем писать, если не помещается, делаем так, у взрослых мысли не возникает. И в этот момент нужно не только писать, но и думать!
Возраст 7-10 лет – чудесный период. В этом возрасте дети творческие, они проявляют огромный интерес к строению мира, имеют способность к внезапным умозаключениям, связям, обобщениям, глубоко воспринимают любой предмет. Детям хочется видеть окружающий мир не как научные дисциплины, а как единую систему живых организмов, им хочется думать о насекомых, о звездах на небе, о том, из чего состоит грязь под ногтями, о природных явлениях, о том, что вызывает смех у людей – с промежутком в 5 секунд, а то и обо всем сразу!».
Как необходимо мотивировать
Родители должны быть справедливыми, но всегда оставаться на стороне своего ребенка. Не нужно твердить ему, что педагог, не понимающий его тонкую душу, всего лишь неразумный, и из-за этого у ребенка плохие отметки. Вероятно, существует объективная причина. Главное – донести до ребенка, что отметка в школе – это лишь уровень знаний конкретной темы, а не оценка его личности. Поняв все сложные моменты в учебе, ребенку поставят другую оценку. Не нужно позволять рушить уверенность ребенка в собственных силах оценочными мнениями чужих людей. Именно родители должны защищать интересы ребенка.
Ребенок должен видеть, что родители на его стороне, поэтому всегда нужно предлагать ему свою помощь. Например, спросить, как помочь ему преодолеть трудности. Если родители видят, что их сыну (дочери) какая-то тема дается с трудом, необходимо успокоить его (ее), уверить в том, что родители всегда придут на помощь, подскажут.
Не менее важно – заинтересовать ребенка. Часто родители вынуждены делать то, что не в состоянии сделать учитель. Интересные факты, научные фильмы о профессиях – все это может дать старт, пробудить у школьника интерес к конкретной теме и к учебе в целом.
Всегда нужно быть рядом. Бывает, что причина неуспеваемости в школе скрыта глубоко, и в данный момент ребенок страдает от психологического кризиса, из-за первой неразделенной любви, конфликта с одноклассниками и т.д. И это событие для него не менее важно, чем обучение в школе. Переживания детей не должны быть предметом насмешек у родителей. Необходимо показать, что мама с папой всегда готовы поговорить об этом, понять и оказать помощь.
Ребенка постоянно нужно поощрять, относиться к нему внимательно, отмечать его достоинства. Если по какому-либо предмету у него была двойка, но вскоре он исправил даже на тройку, это значит, что он старался, и это для него маленький успех, который необходимо поддерживать. Отметки в школе часто ранят детей. Родители должны показать, что оценки не так важны, как психологическое благополучие ребенка, который всегда будет самым любимым на свете.
Педагог Дима Зецер утверждает:
«Когда человек написал сочинение, а учитель внезапно начал оценивать грамотность, а не творческий подход к раскрытию темы, зачем тогда вообще нужна отметка за грамотность? Неужто нельзя просто исправить ошибку? Как и любой другой человек, ребенок умеет видеть, вникать и осознавать. Если учитель указал на то, что слова «стеклянный», «оловянный», «деревянный» пишутся с двумя «н», то почему, если он не поставит «2», мы думаем, что школьник не запомнит это правило? Почему должна быть введены условные рефлексы, как в случае с животными, которых дрессируют?»
Если ребенку нужна дополнительная помощь и поддержка, можно нанять репетитора. Он должен быть таким, чтобы умел заинтересовать школьника, помочь ему преодолеть трудности. Часто дети не принимают помощь родителей, а с чужими людьми прекрасно занимаются.
Ребенку нужно четко объяснить, почему родители хотят, чтобы у него были хорошие отметки в школе. Такие требования должны быть мотивированы. Необоснованные желания родителей могут выполняться, но в дальнейшем ребенок будет выполнять все потому, что «мама так сказала».
И еще мнение педагога Димы Зицера:
«Когда моим интересам дают свободу, я способен дотянуться до ученых, писателей, червяков и Вселенной. Одно порождает интерес к другому. Особенно, если рядом находятся люди, которые помогают делать открытия, осмысливать, сопоставлять, присваивать знание. А когда все твердят «хочешь-не хочешь, а будешь учить это», я выучу, но останусь в недоумении, для чего я это сделал.
На конференции для учителей я вновь «проэкспериментировал» с Пушкиным: «Должна ли учиться поэзия Пушкина в школе?», - «Конечно!», «А сможете ли вы сказать цитату, которая не входит в школьную программу?». А в ответ – тишина. Означает ли это, что они должны процитировать? Нет. Это означает, что как учителя, мы должны задуматься: где-то наши педагоги допустили ошибку, если дети закрыли книгу Пушкина в школе и никогда больше не открывали. А зря – он на самом деле чудесен...»
Сообщения не найдены
Написать отзыв