Первый ответ, который приходит на ум: олимпиадная математика помогает выигрывать в олимпиадах. Мечта многих родителей, чтобы их ребенок поступил в престижный ВУЗ на бюджет. Все понятно и логично: если прилежный ученик становится призером или победителем олимпиады по математике, то мечта мамы и папы сбудется!
Все так, да не совсем.
Привычная школьная математика учит решать задачи, используя готовые формулы или алгоритмы. Дети изучают различные виды задач. И для каждого из них - есть определенный набор решений, которые ученики тренируют в школе и дома. По итогу ребенок остаётся с багажом готовых вариантов нахождения ответов для пройденных задач.
Олимпиадная математика учит находить решения таких задач, которые ребенок не умеет решать.
Так чем же полезна олимпиадная математика?
Последние годы появляется все больше курсов и программ для школьников по олимпиадной математике в Москве и других крупных города России.
Родители стремятся
• Развивает мышление
При решении задач ребенок рассуждает, находит решения, делать выводы. Часто в рамках курса олимпиадной математике детям предлагаются логические задачи - тут приходится мыслить логически, стратегически и абстрактно.
• Учит решать проблемы, а не задачи
Проблема отличается от задачи как раз тем, что не имеет готовых решений. Это может долгий путь проверки и отвергания вариантов, а порой решение может оказаться на поверхности.
• Готовит ребенка к жизни, к реальным поражениям и успехам
В современном мире TACI, турбулентном, случайном, враждебном и хаотичном, именно способность находить различные пути решения проблем является одним из важнейших навыков.
Что также очень актуально для современного мира. Людей сметает лавина информационных потоков и важно уметь ставить под сомнение, сравнивать информацию, видеть второй или даже третий подтекст.
Олимпиадная и школьная математика
"Разве в школе не изучают математику? Зачем нужная еще олимпиадная? - справедливо возразите вы.
Если вы прочитаете задачи олимпиадно математики, то увидите, что они совсем не похожи на школьные.
Примеры олимпиадных задач
Задача 1
Петя сказал: «Если кот шипит, то рядом собака, и наоборот, если собаки рядом нет, то кот не шипит». Не сказал ли он что-то лишнее?
Задача 2
— У Вовы больше тысячи книг, — сказал Ваня.
— Нет, книг у него меньше тысячи, — возразила Аня.
— Одна-то книга у него наверняка есть, — сказала Маня.
Если истинно только одно из этих утверждений, то сколько книг у Вовы?
Ребята выполняют много заданий на логику. Эти задачи не связаны с вычислениями, учат рассуждать, анализировать, нащупывать варианты решений, проверять гипотезы.
Много лет назад я поступала в МГУ им. Ломоносова. На дне открытых дверей ректор университета Садовничий назвал математику «царицей наук». В главном университете страны математика была первым и главным предметом, по которому происходил отсев студентов. Во время поступления в университет я сдавала математику. И начала решать последнюю самую сложную задачу. Но не смогла прийти к ответу. И мне очень повезло, т.к. проворящие оценили ход моего решения и он оказался верным. Оценка за задание оказалась «минус – плюс» и это помогло мне поступить на бюджет!
На личном примере, который отчасти предопределил мою профессиональную судьбу, я поняла, как важно уметь думать, рассуждать, анализировать, да и просто понимать. Решения нестандартных задач бывают намного проще, чем нам кажутся и часто заложены в самом условии. К сожалению, в общеобразовательной школе редко учат видеть варианты решений, понять смысл задачи.
Развитие воли и олимпиадная математика
Олимпиадную математику можно сравнить с тренажером, который помогает развивать способность мыслить, выйти на рамки условия, увидеть альтернативные точки зрения.
Но в занятиях также развивается волевая компонента детского характера. Если ребенок увлечен, то для него тетрадь в клетку словно поле боя, а задача – как соперник, например, в боксе. Проверка гипотезы – это как удар, может завершиться вашей победой или соперника. Хватает ли у малыша сил и упорства сделать повторный подход к задаче после неудачной гипотезы? Или он теряет интерес после неудачи? Возможно, что проходит некоторые время и любознательность двигает его повторить попытку. И так может повторяться несколько раз. Рано или поздно ребенок получает положительный результат и вот – положительный опыт, достижение в его личной копилочке успеха. Он больше верит в свои силы, он знает, что если не отступать, то можно достичь многого!
В этом олимпиадная математика напоминает спорт – развивает волю и упорство детей.
Я спросила своих друзей, зачем они водят своих детей на олимпиады и решают олимпиадные задачи дома. И вот те причины, по которым все больше родителей вливается в это движение.
Найти педагога или кружок по олимпиадной математике очень непросто! Поверьте, маме, которая на протяжении нескольких лет вместе с дочкой пробует различные курсы и репетиторов. Но это очень увлекательный путь как любой путь развития!
Поэтому заниматься олимпиадной математикой можно и нужно не только, чтобы победить в олимпиаде. Это мощный вклад в становление мышления ребенка. А побеждают в олимпиадах по математике – действительно очень талантливые дети, умственные способности которых на грани гениальности. Это как спорт высших достижений!
Сообщения не найдены
Написать отзыв