Большинство родителей волнует вопрос: «Как повысить у ребенка мотивацию к учебе?». Узнав ответ, многие разочаровываются: сильнейшая и эффективная мотивация исходит изнутри. Никто не в силах оказать влияние на внутренние стимулы другой личности. Но существуют способы для развития и и укрепления мотивации у детей. Психолог, специалист по умению распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими Виктория Шиманская рассказывает, как это сделать.
Но не просто спросив: «Какую оценку сегодня получил в школе?» или «Как прошел твой день?». С уверенностью могу ответить, что все дети ответят: «Нормально». Задавать вопрос нужно правильно: «Что сегодня в школе было самым интересным?», «Какой факт на уроке вызвал большее любопытство?». Допустим, ребенок, сидя на уроке, увидел в окне белочку – замечательно! Возможно, для него это главное событие дня. Важно, чтобы вы были искренни, когда задаете школьнику вопрос.
Создайте систему отслеживания результатов. Например, ребенку необходимо выучит таблицу умножения. Можно сделать трекеры с табличками на 2, 3, 4 и т.д. Ребенку будет виден его прогресс, и он сможет отмечать все успехи. Интересы школьника также должны быть визуализированы. Для этого необходимо распечатать расписание ребенка (обязательно не только с уроками, но и с переменами) и ежедневно после бесед о школьных делах отмечать, на каком уроке у малыша возникают занимательные происшествия, какие знания больше всего вызывают у него волнение. В скором времени будет видно, какой предмет приводит его в восторг, воодушевляет.
Важно находить новые манеры подачи материала. Ученику 5 класса нравятся рассказы о пирамидах или императорах Древней Греции, о которых он узнал на уроках истории? Замечательно! Можно найти кино или мультфильм по этим мотивам. Как вариант – посетить музей, дабы наглядно посмотреть на мумию. Почитать легенды, смоделировать пирамиду, произвести раскопки в загородном доме – вариантов масса! Главное – включить воображение. Естественно, сильно погружаться в тему по каждому школьному предмету не нужно, хватит нескольких. А определить, что это будут за предметы, поможет пункт 2.
Родители могли учиться в школе на отлично, быть в центре внимания, а ребенок учится на 3 и отдает предпочтение посидеть в тишине на переменах. Беда! Остановитесь, нет! Ваши навыки – это ваши навыки. Дышите медленно. Вы уже не учитесь в школе, ваше время вышло, а вот школьная практика ребенка может быть не похожей на вашу. И это естественно, в этом нет ничего плохого. Не стоит уходить в прошлое, сравнивать, но и о будущем необходимо переживать поменьше. Разумеется, родители хотят расписать жизнь школьника до 18, 20 или даже 30 лет. Сохраняйте спокойствие! События меняются каждый год. Если ребенок сейчас посещает музыкальную школу, это не означает, что в дальнейшем он захочет связать с этим жизнь и поступить в Гнесинку. Не нужно наседать на ребенка и навязывать ему, что он должен работать в конкретной сфере в ближайшие 10-15 лет.
Перерыв не менее важен, чем выполнение домашнего задания или посещение кружков и секций. К тому же, некоторые домашние задания можно делать не за письменным столом, а прогуливаясь по улице. По дороге домой можно повторить таблицу умножения или правила по русскому языку. Главное – не забывать, что смысл не в том, чтобы, выполняя домашнее задание, за полчаса обязательно сделать 5-10 упражнений. Механизм должен быть гибким. Заострите внимание на том, какие задачи школьник выполняет с легкостью, а какие требуют повышенных затрат сил. Допустим, задачи по математике даются ребенку с легкостью, а расставление знаков препинания в упражнениях по русскому языку отнимает много времени. Опираясь на это и необходимо выстраивать рациональный график чередования домашнего задания и отдыха.
«А вот Маша получила 5, а ты – 3!». Знакомая фраза, не так ли? Родители часто сравнивают своих детей с другими потому, что не умеют мотивировать. Сравнивая с другими, родитель как бы наказывает, призывает «не быть собой», утверждает, что «ты не нравишься мне таким, каким являешься сейчас». На следующем уроке ребенок может попытаться ответить лучше, чем Маша. Но не по той причине, что мама с папой его замотивировали подобными фразами, а потому, что у него есть страх потерять их любовь. Если ребенок выполняет что-то хуже других, например, хуже Маши, значит, он плохой и не заслуживает хорошего отношения к себе и признания. Вместо того, чтобы сравнивать, лучше узнать у школьника, как он оценивает свои результаты. К каким результатам он стремится? С чем он справился отлично, а что не мешало бы усовершенствовать? По какому принципу ребенок будет планировать свою работу в дальнейшем?
Нет, фраза «молодец» не самый уместный комплимент. Она требует оценки. На этот раз молодец, а вдруг в следующий раз этого не будет? Допустим, школьник показал тетрадь с выполненным домашним заданием. Упс, написал не ту дату. А здесь неровный отступ… Рука так и поднимается, чтобы красной пастой все перечеркнуть. Спрячьте ее в дальний угол и достаньте зеленую. И расхваливайте ребенка: «Ты выполнил 5 заданий за 40 минут, а прежде тебе удавалось за это время выполнить лишь 3, ты стал лучше разбираться в этой теме. Но ты неверно указал дату. Зато знаки препинания стоят на своих местах». И тому подобное. Главное в таких похвалах – то, что мы выделяем сильные и слабые стороны, делая это объективно, и, по сути, проявляем заботу. Не второпях проверили тетрадь и сказали: «Молодец, ошибок нет, можешь идти поиграть», а со всей серьезностью оценили его труд.
Сообщения не найдены
Написать отзыв