Выясним, в каком возрасте нужно начинать учить буквы, какие для этого имеются методики и как это делать правильно.
Большинство детей до прихода в первый класс уже знает навыки счета, по этой причине родители должны позаботиться об этом заблаговременно. На сегодняшний день имеется немало методик, позволяющих обучить навыкам счета в интересной, веселой форме.
Не нужно навязывать учить цифры – занятия должны проходить в непринужденной обстановке: во время ежедневных дел или игр. Считать окружающие предметы нужно вместе, со временем переходя к более сложному. К примеру, 2 яблока или 5 тарелок ребенок сосчитает без проблем, а вот абстрактное множество – с трудом.
Специалисты полагают, что лучше обучать ребенка навыкам счета в возрасте 3-5 лет. В этот период малыш интересуется всем новым, определяет закономерности между числами. Но это касается не всех. Если ребенок исследует действительность, проявляет интерес к математике раньше, занятия можно начинать с полутора лет.
Эффективные методики, позволяющие обучить счету с помощью игровых приемов, которые заинтересуют ребенка:
Для обучения счету до 20 необходимо задействовать 2 пары рук – свои и малыша. Можно применять и кубики, различные карточки или счетные палочки, чертить полосочки – все, на что хватит фантазии. Такому счету ребенок обучится легко. На данном этапе малыш должен понять, что такое состав чисел.
Нужно рассказать малышу, что всего существует девять десятков, затем необходимо назвать каждый из них – десять, двадцать и т.д. Ежедневно можно предлагать ребенку учить 10 цифр в каждом десятке. Под конец дня нужно спросить, что он запомнил и в последующие дни повторить эти числа. Для упрощения повторения можно подсчитывать вещи, которые расположены в поле зрения. После освоения малышом десятков можно предложить ему поиграть в игру: написать числа с десятками и «потерять» одно число. Ребенок должен найти пропуск и заполнить его.
Используется и методика Глена Домана. Ребенку демонстрируют карточки с изображением до 5 точек, постепенно увеличивая их количество до 20, 50 и в конечном итоге – до 100. Данный метод помогает тренировать зрительную память.
Отдельное внимание необходимо уделить числам от 11 до 19, поскольку их называют отличным от других образом.
Чтобы ребенок научился решать примеры, необходимо наглядное пособие. Например, загибать и отгибать пальцы, прятать и доставать сладости. Сложение и вычитание – действия взаимообратные. Эта закономерность должна быть донесена малышу. Другими словами, нужно показать ему, что 2+1=3 – это то же, что и 3-1=2 и 3-2=1. Если малыш поймет принцип, трудностей с другими цифрами не будет.
Для обучения складыванию и вычитанию в рамках 20 необходим числовой отрезок. К примеру, 4+3. Отыскиваем на отрезке число 3 и двигаемся вправо 4 раза. Это же можно продемонстрировать и на пальцах. Таким способом получится обучить счету с переходом через один десяток и без перехода.
Действия с переходом через десяток имеют отличительную черту: должен быть известен состав числа и пара цифр, которые вместе составляют десяток (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7 и т.д.). К примеру, 6+6. Шестерке до десяти не хватает 4. Выходит 6+4+ неизвестное число. Шестерка отдала цифру 4 до десятка, поэтому остается еще 2. Итого, 6+4+2.
Нужно растолковать, что при сложении и вычитании каждое действие осуществляется по разряду: десятки с десятками, а единицы с единицами. К примеру, 42+13: 4 нужно сложить с 1, а 2 с 3. Чтобы упростить задачу, необходимо перейти к тренировочным заданиям: допустим, записывать цифры одна под одной. Снизу число 5, сверху 15. Малышу следует объяснить, что 5 должна стоять под 5, а не под единицей, ведь он является тоже единицей.
Начинать нужно с простого примера, в котором при сложении цифры составляют число до 10. Далее рекомендуется усложнять задачу – решать примеры с переходом через десяток: к примеру, 35+17, в котором 5+7 в сумме равны 12. Цифру 2 от 12 мы записываем под чертой, а 1 в качестве десятка запоминаем. При сложении десятков получается: 3+1 и +1 (которую мы запоминали).
Вычитание также нужно начинать с более легких примеров, со временем переходя к сложным. Допустим, 35-17. Считаем единицы: 5-7, от меньшего числа мы не можем отнять большее, поэтому «занимаем» единицу у десятков. То есть, 15-7.
Для обучения счета нужно собирать с ребенком башенки из кубиков. В дальнейшем лего пригодится для освоения дробей.
Необходимо найти сказки, в которых есть числа. Когда ребенку будут читать отрывок, он должен найти число (услышать) и хлопнуть.
Обучить складыванию и вычитанию можно с помощью раскрасок, в которых в каждой секции записан пример. После того как малыш решит этот пример, он сможет узнать, каким цветом необходимо раскрасить.
В игре имеются 2 типа карточек – «Сбор ягод» и «Делимся ягодками». Первый вариант предусматривает нанизывание земляники на ниточки, второй – их вычитание (то есть, ребенок отдает ягоды). В ходе игры необходимо подсчитывать ягоды и проводить сравнение.
Принцип игры схож с иллюстрациями. По краям домино записаны цифры, одно ставит малыш, а задача родителя – найти у себя домино с одной из этих цифр. Побеждает тот, у кого не останется домино.
Игра для закрепления цифр и цветов. Каждому игроку раздается 7 карт. Верхнюю карту колоды переворачивают, и каждый по очереди должен выложить сверху карту или такого же цвета, или с таким же числом.
Необходимо наперегонки отыскивать фрукты с цифрами. Игра предназначена для тренировки навыков быстрого счета и внимательности.
Требований к тому, что ребенок должен обучаться счету до момента похода в школу, нет. Если малыш сам изъявляет желание узнать что-либо новое, то обучать счету можно в 3-5 лет. Начинают с 10, постепенно переходя к 100. Когда ребенок выучит десятки и единицы, можно начинать учить сложение и вычитание. Занятия необходимо проводить в непринужденной обстановке, чтобы ребенок полюбил математику.
Сообщения не найдены
Написать отзыв