Сколько времени необходимо отводить на выполнение домашних заданий согласно нормативам, как не вызвать психоэмоциональное напряжение и какие методы помогут выполнить задания качественно и не в ущерб здоровью?
Министерство образования выделяет нормы, в соответствии с которыми учащиеся разных возрастных групп должны проводить за выполнением домашней работы.
1-й класс ограничен школьными занятиями. Задания на дом отсутствуют.
Данные требования зафиксированы в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».
Требования далеки от реальности и родители, чтобы ребенок не отставал в программе, нередко вынуждены обращаться к услугам репетиторов. Научный центр здоровья, изучая данную проблему, отмечает, что общее количество учебной нагрузки на учащихся 5-9-х классов должно составлять 10-13 часов. Исходя из расчета учебных дней в неделю, это 50-78 часов. Для понимания реальной картины достаточно сравнить рабочий график взрослого человека, где суммарно выходит около 40 часов. Ежегодно на повестку дня выносится вопрос об отмене домашних заданий. Неуспеваемость, низкие показатели по ЕГЭ вызывают обеспокоенность среди работников педагогических коллективов. Министерские требования идут вразрез интересам учащихся и во многом не вызывают одобрения среди педагогов и наставников.
Наиболее оптимальным и продуктивным временем для выполнения домашних заданий считается 15-16 часов. Уроки необходимо выполнять со среднего уровня сложности, выделять время на небольшой перерыв после успешно выполненного задания. Не рекомендуется выходные дни занимать внеклассной работой.
Школьная программа настолько насыщенная и сложная, что обеспокоенные родители нередко задаются вопросом: как делать уроки быстрее, но не в ущерб получаемым знаниям? На самом деле внеурочная деятельность отнимает много сил, времени и терпения, причинами тому являются: невозможность изложить важный материал за период урока в виду отвлекающих факторов, приходится погружаться в организационные вопросы, не связанные с учебным процессом. На уроках материал подается в сжатой форме, и не каждый учащийся в силу темперамента и особенностей внимания может усвоить подаваемый материал. Неуспеваемость вынуждает сидеть за учебниками до глубокой ночи, что негативным образом сказывается на психическом здоровье детей и их родителях. Россия - лидирующая страна в мире, где больший объем домашних заданий по уровню сложности ложится на учащихся.
На качественное выполнение учебных задач влияет множество факторов, разберем основные из них:
Чтобы обучение не было тягостным, приносило максимальную пользу, а материал запоминался, необходимо следовать некоторым правилам:
С ранних лет необходимо заниматься с ребенком и приучать его к труду, прививая элементарные навыки чтения, счета и письма. В возрасте 5-6 лет активно развивается познавательная сфера и стремление к самостоятельности. Родителям необходимо помнить об этом и подавать информацию дозировано, не перенасыщая обилием литературы, ведь чрезмерные нагрузки могут вызвать обратный процесс и подавить «здоровую» мотивацию. До поступления в начальную школу следует сформировать правильную картину образовательного процесса, чтобы дошкольник понимал: для чего нужно учиться и какова польза учебы.
Чтобы обучение вошло в привычку нужно четко распределить время, необходимое на решение учебных вопросов, и на отдых. Для систематизации процесса можно обратиться к ритуалу действий, которые мозг вскоре воспримет за сигнал и после выполнения закономерных манипуляций легче будет настроиться на труд.
Обстановка - один из самых главных и важных факторов, влияющих на продуктивность. У школьника обязательно должна быть отдельная комната, изолированная от шума, с хорошим освещением. Во время занятий следует позаботиться о том, чтобы стол не загромождали посторонние предметы и игрушки, гаджеты на время выполнения задач следует отключить. Порядок на полках и в ящиках также очень важен. Аккуратность и последовательность позволяют сконцентрироваться и настроиться на продуктивную работу.
Одного расписания для школьника недостаточно. Для наглядности необходимо вместе с ребенком составить план действий, который поможет успешно справиться с заданиями. Заведите блокнот, распределите дисциплины по уровню сложности и по срокам сдачи. Учите школьника планировать свою деятельность, строгий план действий задает цель и мотивирует к труду.
Реферативная работа, эссе, доклад – это объемный интеллектуальны труд, требующий усидчивости, выдержки, и поэтапного планирования. Задача родителей - подать материал частями, где каждая из них будет включена в домашнее задание. Выполнение большой задачи, поделенной на части, покажется не такой трудоемкой и материал успешно запечалится в памяти.
Природа человека такова, что нам свойственно откладывать не интересные и мало привлекательные задачи на потом. Однако, ресурсы не безграничные и некоторые вопросы требуют оперативного решения. Исходя из этого, выполнять задания необходимо от сложного к простому, но при этом выделять время на отдых. Оперируя легкими задачами, школьнику труднее будет перейти к сложным. Успешно выполненное сложное задание придаст уверенности и подтолкнет к быстрому решению простой.
Чтобы обучение не превращалось в рутину и не вызывало переутомление, необходимо выделять время на отдых. Для восполнения сил после сложных заданий достаточно 30-50 минут. За это время мозг отдохнет и сможет настроиться на продуктивную работу. Заблаговременно обсудите с ребенком правила отдыха, он не должен быть затяжным и переходящим в развлечения. Благоприятный отдых – получасовая разминка и проветривание помещения. Мозговую активность поможет повысить кусочек черного шоколада, перекус в виде злаков и чашечка горячего чая.
Если школьник испытывает трудности в выполнении заданий и просит помощи, не игнорируйте его, но и не берите на себя ответственность за выполнение уроков. Вы можете изучить параграф учебника, подобрать дополнительную литературу, посмотреть обучающий видеоролик, но до ребенка необходимо донести, что ответственность за выполнение задач лежит на нем, а не на родителях. Обучение – это мера ответственности, которая учит оперировать сложными задачами, принимать решения и добиваться результата.
Отставание в школьной программе, сложности с усвоением материала, невозможность сконцентрироваться, и как следствие плохие отметки, вовсе не повод ругать ребенка и требовать от него высшего результата. Это повод задуматься и искать объяснение данной проблеме. Возможно, имеют место расстройства когнитивной сферы и потребуется помощь профильных специалистов. Быть может, причины банальны и несколько дополнительных уроков заполнят пробелы и помогут добиться желаемого результата.
Чтобы разобраться в проблеме и понять, действительно ли ученик испытывает трудности в выполнении домашних заданий, следует вникнуть в ход учебной работы и задать несколько вопросов:
Потребуется ли тебе помощь в решении этой задачи? Попробуй выполнить задание самостоятельно, если возникнут вопросы, запиши их и спроси у преподавателя.
Подростковый возраст – один из самых сложных и нестабильных, страдает в первую очередь психоэмоциональная сфера, резкие перепады настроения, обусловленные гормональной бурей, погруженность в мир внутренних переживаний зачастую становятся основными виновниками школьной неуспеваемости, а плохие отметки – факт потери интереса к учебе.
Родителям подростков необходимо понимать, что этот период временный, его нужно пережить, и главное – проявлять терпимость и участвовать в жизни подростка. Не стоит винить за плохой результат, своим негодованием можно вызвать не желаемые вспышки агрессии и отвернуть чадо от себя. Не скупитесь на похвалу, хвалите за успешно выполненное задание, за помощь по дому, за проявленную инициативу, которую можно считать первым звоночками психологической зрелости. В случае, если подросток потерял интерес к школьным предметам, не может сосредоточится и переключить внимание на решение задач первой важности, посетите психолога, работающего с проблемами пубертатного возраста. Грамотный подход опытного специалиста поможет безболезненно пережить трудности взросления, наладить взаимоотношения с окружающими, а также поспособствует правильному формированию школьной идентичности, от которой зависят дальнейшие успехи и формирование будущих целей.
По мере взросления приходит и осознание целей учебного процесса, к примеру - учиться для получения хорошего образования, для дальнейшего самоопределения и выбора ведущей деятельности в будущем, для статуса. Однако, понимание целей вовсе не гарантирует успех. С переходом ребенка из младшего школьного возраста в старший, возникает множество противоречий, связанных с волевой и эмоциональной сферой, которые находят свое отражение в учебном процессе. Поэтому мотивация должна быть здоровой и направлена на выработку уверенности в себе и собственных силах. Очень важно оказывать поддержку учащемуся, через элементарное одобрение поступков приходит чувство уверенности, готовность самостоятельно оперировать сложными задачами, желание учиться и добиваться успехов.
Возьмите на вооружение, что не существует непосильных задач, которые не осилит ребенок в рамках учебной программы. Заданный на дом материал – это практическая часть самостоятельной работы, уже пройденного материала, оценивающая насколько ученик успешно усвоил полученные знания.
Основная причина многочасовых посиделок за выполнением домашних заданий – индивидуализация учебного процесса, где множество дисциплин, и каждый педагог требует тот максимум, который прописан Министерством просвещения. Домашняя школа – выбор тех, кто пришел получать знания, а не зарабатывать оценку. В домашней школе четко распределено время, которое ребенок должен тратить на коллективную работу и самостоятельную. Домашние задания состоят из двух частей: тестовых заданий и творческой работы. Если ученик не отвлекался во время изложения материала, с легкостью на отлично он справится с поставленными перед ним задачами. Расписание в Домашней школе не превышает четырёх базовых уроков. На выполнение домашних заданий в 5-8 классах отводится - 1,5 часа, старшим школьниках – до 3-х часов. Остальное время ребята могут выделить на физическую подготовку и посвятить себя творчеству.
Если все же не удается самостоятельно решить задачу, можно обратиться с вопросом к наставнику, который обязательно направить ход мыслей в верное русло.
Сообщения не найдены
Написать отзыв







