Нынешних педагогических технологий немало. Одно из главенствующих мест в учебном заведении отводится проектной деятельности. Каждый человек рождается беззащитным существом, не способным мыслить. По мере возмужания каждый индивид должен обучиться конкретным навыкам и умениям. Для этого необходимо сперва приобрести знания и затем применить их на практике в жизни. Именно это и относится к приоритетным задачам, которую часто используют в обучении школьников, начиная с младших классов. Формирование и показ проектов обучает школьников планированию действий, постановке целей и предположений. Иными словами, дети с малых лет учатся быть серьезными и ответственными.
Проектная деятельность в среднем учебном заведении – современный образовательный метод, решающий немало учебных целей и задач. ПД – это коллективная информативная, созидательная и игровая деятельность обучающихся, их родителей, педагогов. Они преследуют общую цель, единые методы и способы деятельности, которые в совокупности направлены на достижение общего результата. Главная цель проектной деятельности – развитие у школьников осведомленности и умений, которые были получены посредством использования их на практике. Основа для такой деятельности – целеполагание, их осуществление в жизни. Итог – продукт, который разработают и представят участники проекта. Задача учителя при этом – координация работы учащихся для решения воспитательных или учебных проблем, обозначенных проектом. В задачи проектной деятельности входит создание таких условий для школьников, при которых они будут полноценно развиваться и будет активно формироваться их жизненная позиция. Проектно-исследовательская деятельность дает возможность правильно составлять планы, планировать свою работу, развивать творческие навыки и представлять себя обществу. Немного истории Многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что основоположник метода проектов – ученый из Америки Джон Дьюи. Он предположил, что в традиционной образовательной системе ребенок не приобретет практических навыков и не сможет применить их в жизни. Сторонником ученого был В.Х.Килпатрик, который внедрил проектную деятельность в образование. Он был уверен, что учебная программа не должна быть общей для всех. Результат будет заметен лишь от индивидуальной деятельности школьников. Идея метода проектов в России взяла свое начало в ХХ веке. Выдвинул ее Шацкий С.Т. в 1905 году. После окончания революции контроль по внедрению ПД в школьную программу взяла на себя Н.К.Крупская. С того времени педагога стали больше считать наставником, чем источником знаний. Современные исследования рассматривают проектную деятельность в учебном заведении как обязательную часть информативной деятельности, мотивацию к получению новых знаний, технологию формирования конкретных прав и обязанностей.
Сюда относятся развитие познавательных способностей школьников, творческого воображения, обеспечение здоровья детей и их психологическое благосостояние, развитие творческого и логического мышления, коммуникативных навыков.
ПД способствует развитию умения ясно излагать собственные мысли, отстаиванию своей точки зрения, развитию умения слушать и приходить к единому согласию во время работы над проектом, постановке целей и их достижению, развитию умения трезво оценивать итоги работы, выработке умения работы над информацией (сравнение, обобщение, построение логической цепочки, выбор важного и интересного). Проектная деятельность позволяет беспроигрышно демонстрировать результаты своей работы и помогает освоить навыки работы в сети Интернет.
Работая над образовательным проектом, ребенок учится самореализовываться и применять накопленный опыт в жизни. Прочие аспекты значимости:
Благодаря проектной деятельности в младших классах дети вовлечены в творческую деятельность.
Выдающиеся педагоги предлагали немало классификаций проектной деятельности в школе, но наиболее обширно их типы указаны в работах Полат Е.С.
Его структура и цели четко определены, предмет исследования актуален. К примеру, «Мое родословное дерево», «Профессия моей мечты», «ВОВ и моя семья».
Структура такого проекта не имеет деталей. Результат оформляется в творческом стиле. К примеру, театр кукол, поединок поваров, детское ателье.
Структура его открыта, поэтому допускается внесение в проект изменений. У участников роли четко обозначены. В ролево-игровом проекте допускается участие 3-4 обучающихся. Это может быть «Продавец одежды» (на уроках английского языка, когда подразумевается исполнение роли продавца, покупателей, поставщиков и пр.).
В основе такого проекта лежит сбор данных, их дальнейшее изучение и обобщение. Способы обработки сведений выбираются самостоятельно, обозначаются итоговые цели. Структура информационного проекта продумана до мелочей. Результатом его могут быть рефераты, доклады, статьи, презентации проектов школьников. К примеру, по теме «Затмение Солнца».
С начала проекта определяются результаты. Структура такого проекта продумана, сценарий определен. К примеру, проект по уроку технологии «Батик».
Вся проектная деятельность делится на 3 части.
Это выполнение задач по одному учебному школьному предмету.
Проектная деятельность обучающихся осуществляется во внеурочное время. Под ним подразумевается предварительная и окончательная презентация.
Создается на стыке разных дисциплин и выходит за рамки учебной программы в школе.
В зависимости от того, сколько школьников работает над проектом, выделяют индивидуальный, групповой и парный проект. Проектно-исследовательскую школьную деятельность рассматривают и по характеру взаимодействия. В открытых проектах учитель выступает в роли консультанта, в закрытых – в качестве полноправного члена команды.
По длительности проекты бывают краткосрочными, среднесрочными (длятся 2 месяца) и долгосрочными (до 1 года).
Главное, чтобы ребенок сам выбрал тему, которая ему нравится, обозначил для себя, какие школьные предметы будут затрагиваться при исследовании. Если школьнику не предоставить выбор, у него не будет желания ответственно работать над проектом, выполнять задания и стремиться к хорошим результатам. Тема должна быть своеобразной, несложной, доступной для изучения.
Выполняя первый в жизни проект, ребенку потребуется помощь взрослых. Но и он должен работать над заданиями. Рекомендуется делать работу быстро, поскольку детям младшего возраста тяжело долгое время сосредотачиваться над чем-то одним.
Если учитель знает, что нравится школьнику, он может помочь ему с выбором темы или предоставить уже готовое задание. Конечно, лучше, чтобы ребенок принял решение самостоятельно. Если школьник обучается в первом классе, большую часть исследования придется выполнять родителям.
Чтобы подобрать интересную тему для проекта, можно использовать учебник природоведения. Просмотреть материал, который изучается, и подобрать для себя подходящую отрасль. В большинстве школьных учебников уже даются темы проектов, что облегчает задачу. Случается, что ребенок сам предлагает тему проекта, которая не изучается в школе. После того как учитель утвердит тему исследования, необходимо приступать к разработке этапов.
Прежде чем приступать к написанию школьного проекта, необходимо сводить детей на экскурсию, прогулку-наблюдение или провести какую-либо социальную акцию. Так младшим школьникам будет легче подготавливать проект. Если работы предстоит много, заранее нужно подумать об используемой литературе и прочих источниках сведений, которые потребуются для выполнения проекта. Как уже было подмечено, младшие школьники не способны на долгую деятельность без участия взрослых – им требуется помощь в организации и мотивации, поддержка и ориентация на следующий этап работы над проектом. Следовательно, проектная деятельность в младших классах предполагает взаимопомощь учителей, взрослых на всех этапах работы.
Этапы любой исследовательской работы:
При соблюдении всех этапов работы проект будет успешным.
После готовности школьников и исследования ими проблемы необходимо приступать к следующему этапу – оформление результатов исследования. Представить итоги работы участники проекта могут в любой удобной для них форме – презентация, доклад, выставка, альбом, книжка-малышка и т.д. Именно на этом этапе видно, в какой сфере каждый ученик талантлив.
Требования к представлению результатов проекта в каждой школе индивидуальны. Также они могут отличаться у конкретного учителя. Правила оформления устанавливаются, исходя из возраста детей. К примеру, детям первого класса разрешено представить проект на листе А4, используя фотографии, рисунки. Особенности оформления работы усложняется от младших классов к старшим.
Типичное оформление школьного проекта выглядит следующим образом:
Работа заканчивается заключением – предоставляются выводы, полученные в ходе исследовательской работы.
Главный этап работы над проектом – это его презентация. Школьник демонстрирует всем, какую работу он проделал. Защита проекта должна быть интересной, запоминающейся для окружающих, как для детей, так и для взрослых. При защите работы роль каждого участника должна быть строго распределена.
Презентуя проект, обучающийся демонстрирует следующее:
В конце важно рассмотреть с обучающимися успехи и поражения, осуществить анализ недостатков, а также обсудить, что нужно сделать для того, чтобы последующие проекты были более удачливыми.
Безусловно, необходимо акцентировать внимание на положительных сторонах работы над проектом каждого ребенка, похвалить их за проделанный труд – именно так у них повысится интерес к обучению. Работа над школьными проектами благоприятно повлияет на познавательные способности обучающихся, они научатся самостоятельно искать нужную информацию и обрабатывать ее.
Школьные проектные исследования подлежат положительной оценке как учителями, так и обучающимися. Они дают возможность применять творческие и нестандартные умения, способствуют формированию разносторонней личности и повышает интерес к познанию нового. Метод проектов – один из главных в современной школьной практике.
Сообщения не найдены
Написать отзыв