Мнемотехника для развития памяти детей и дошкольников

Июнь 26, 2022
Что такое мнемотехника

Как легко и быстро запомнить учебный материал? Научите своего ребенка подготавливаться к контрольной работе и экзамену без изнурительных зубрежек и повторений по несколько часов!

Мнемотехника – что это такое?

Мнемотехникой (второе название – мнемоника) называют набор приемов, которые увеличивают объем памяти и облегчают запоминание материала. В основу мнемотехнического запоминания положена визуализация – записывание образами, при котором абстрактные термины становятся визуальными, слуховыми или тактильными и воплощаются в память.

Чтобы в мыслях появилась связь и были сформированы необходимые нейронные связи, образы должны быть объемными и яркими. Ассоциации у каждого индивидуальны – они бывают удивительными и даже глупыми – в этом нет ничего страшного.

Упражнение 1. Создание визуального образа редиски, педагога и успеха

Первые два слова понятны: при слове «редиска» человек представляет овощ красно-белого цвета, при слове «педагог» каждый представляет любимого учителя, а вот со словом «успех» немного сложнее, ведь это абстрактный термин. В этом случае используют метод вольных ассоциаций. Первый зрительный образ, пришедший на ум при прочтении задания, и будет являться свободной ассоциацией. Вероятно, это будет подкова или колесо удачи, поскольку это самые распространенные символы успеха.


Мнемотехника - пример

Для чего детям нужна мнемотехника

До 14-летнего возраста у детей формируется абстрактно-логическое мышление, и он запоминает, в основном, то, с чем столкнулся лично. Мнемоника дает возможность связать абстрактные термины из учебного материала с жизненными событиями – так процесс запоминания информации упрощается. При регулярных занятиях мнемотехникой осуществляется развитие памяти и внимательности, речи и словарного запаса, фантазии и творческих способностей.

Число окружающей нас информации растет каждую секунду. Современный школьник должен уметь работать с материалом: выделить главное и запомнить то, что ему понадобится в жизни. Именно мнемоника ответственна за эти запросы.

Когда ребенок овладеет искусством запоминания при помощи ассоциаций, он не только лучше овладеет школьной программой, но и будет лучше использовать дополнительный материал.

Как использовать мнемотехнику: эффективные приемы

Мнемотехнические приемы доступны каждому, они не сложны для освоения. Рассмотрим некоторые популярные техники для развития памяти.

Метод историй

Данная техника заключается в том, что слова и определения связываются в один текст. Смешная история запоминается быстрее, чем абстрактные понятия. Чем более удивительной будет история, тем легче она запомнится и останется в памяти.

Достоинства метода:

  • не нужна предварительная подготовка;
  • тренируется предприимчивость;
  • это задорно и занимательно.

Недостатком является то, что он не подойдет для усвоения больших размеров информации.

Упражнение 2. Имеются слова: почтальон, кукуруза, река, сковорода, мармелад, араб, борщ, оса, тигр, дождь, крестоносец, диван, тюльпан, пепел, зубная щетка, успех. Задание – придумать и представить мысленно рассказ с данными словами. Обязательно нужно добавить эмоции и сопереживать выдуманным героям.


Мнемотехника - пример метода историй

Например, история может быть следующей: Почтальон Печкин мчался на тигре по кукурузному полю. Он в ужасе оглянулся назад – его преследовали бешеные пчелы. Внезапно он прискакал к реке и встал в недоумении: «Как быть? Моста рядом нет». По счастливому случаю он увидел огромную сковороду. Поторопив тигра, Печкин промчался по сковороде. На противоположном берегу речки крестоносцы возводили диванные преграды. С приближением ос они стали бросать в них кусочки мармелада. Получателем посылок был старый араб. Почтальон подошел к нему и вручил коробку. Это была тарелка с борщом. Ложка была заменена зубной щеткой. Внезапно начался дождь. В соперника мармелад уже не летел. Вначале дождь капал обычными каплями, затем из грозовых туч начали падать тюльпаны. При касании земли они превращались в пепел. Из получившейся золы отчетливо вырисовывался образ подковы лошади (образ к слову «успех»).

Метод «Цепочка»

Данная техника запоминания заключается в том, что образы соединяются между собой. Термины нанизываются друг на друга, как бусинки на веревочку. При этом необходимо объединять их красиво, следуя последовательности. При повторении вся конструкция должна представляться сразу: образы с веревочки необходимо снимать с такой же последовательностью, что и при нанизывании. Достоинством метода является то, что понятия запоминаются быстро, и его можно применять даже в пути. Недостаток заключается в том, что если будет забыта хоть одна деталь цепочки, то забудется и прочее.

Упражнение 3.Необходимо запомнить слова по цепочке: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко. Например: рыжая лисица в скафандре (ассоциация к космонавту), на ее лапу надето кольцо и яблоко в носу, она играет в шахматы с учителем географии не обычными фигурами, а стаканами с молоком.


Мнемотехника - пример метода цепочка

Метод Цицерона

Данный прием мнемоники заключается в том, что в воображении создается пространство с базовыми образами. Метод получил свое название благодаря древнеримскому философу. Имеет он и другие наименования: дворец памяти, римская комната, метод локусов и чертоги разума.

Создание пространства с нуля не обязательно – можно представить свое жилье и выбрать в нем несколько ключевых образов, например, телевизор, настольную лампу, морозильную камеру и пр. Далее, двигаясь, по часовой стрелке, проложить между этими образами путь.

Каждый опорный образ должен иметь присоединяемый, который необходимо запомнить. Допускается не 1 образ, а целая цепочка. Количество материала, который человек способен запомнить, зависит от размеров местоположения и количества тренировок.

Допустима и смена образов, то есть многократное запоминание новой информации на одно и то же месторасположение. Но при частом использовании одних и тех же мест образы могут перепутаться. В такой ситуации локация должна «уйти на отдых».

Достоинства данного метода:

  • запоминание больших объемов материала;
  • быстрое запоминание новой информации;
  • при регулярных повторениях образы останутся в памяти еще длительное время.

Недостаток у этого метода один – кропотливость.

Упражнение 4. Выделение опорных образов в собственной комнате и «привязка» к ним следующих слов: праздник, космонавт, успех, компьютер, слива, баскетбол, школа, кит.

Мнемотехника - пример метода Цицерона

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв