Нововведения в образовании

Июль 27, 2021
Виды инноваций в образовании

Инновация означает «нововведение». Частые открытия, поиск дают возможность утверждать, что образовательный процесс – инновационная сфера, и всегда ею была. Появление информационных технологий повлекло за собой возникновение в образовании целого ряда различных инновационных наравлений. Какие педагогические образовательные технологии более популярны сегодня?

Новшества в образовании

Образовательные нововведения – это ориентированные новшества, цель которых – получить стабильные и более действенные результаты, модернизировать систему образования.

Ошибочно считать, что школьные инновации – это только те изменения, которые коснулись учебы. Например, ЕГЭ, электронные дневники и пр. Преобразования типовых педагогических методов и приемов для улучшения успеваемости детей, лучшего усвоения школьного материала также относятся к инновациям. Они могут разрабатываться лично учителем и применяться к конкретному классу, а могут одобряться руководящим составом школы и использоваться всеми педагогами.

Цель новшеств в образовании – подготовка детей к частым изменениям в современном мире.


Инновации в образовании

Как классифицируются инновации

Подробнее ознакомиться с инновациями в образовании можно лишь, сгруппировав их.

По новизне:

  • совершенно новые, которые были приняты впервые (открытия);
  • те, которые содержат общеизвестные элементы (состоят из связанных между собой блоков);
  • те, которые были уже известны, но дали мало эффекта.

По образовательному объекту:

  • реконструкция школы;
  • обучение, воспитательный процесс;
  • общение школьников, их адаптация;
  • здоровьесберегающие технологии.

По масштабу внедрения инновационные технологии делятся на такие группы:

  • в определенной школе, педагогическом составе, районе;
  • региональные, мировые;
  • авторские (те, которые используются исключительно автором инновации).

По авторству выделяют: итоги коллективного творчества и индивидуальные проекты. По источнику инновации – внешние заказы и собственные замыслы.

Несомненно, любая инновация в образовании возникает сначала в голове одного человека, а потом уже становится либо его авторским нововведением и используется только на его занятиях в школе, либо становится внешним заказом и внедряется во всем мире.

Безусловно, принятие инноваций – не мгновенный, а длительный процесс, который начинается с создания и испытания новшества, дальнейшей оценкой результатов и по необходимости – исправлением. Лишь после прохождения этих этапов его внедряют в педагогический процесс и распространяют.

Интегративным процессом также считается управление этими новшествами. Сюда относится: работа с учителями, детьми и их родителями, связь с окружающим миром, контроль, анализ, регулировка и информационное обеспечение инновационной образовательной деятельности.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации дошкольного образования – это требование времени. От того, в какой степени будут осваиваться новшества в дошкольном образовании, будет зависеть качество воспитания и образовательной деятельности.

Основа нововведений в детских садах – индивидуальный подход, когда малышу отводится ключевая роль в воспитательном и образовательном процессе.

К инновациям, характерных для ДОУ, относятся: развивающие занятия (музыка, игры, творчество и т.д.), коррекционные методики (терапия сказками, цветом и пр.), цель которых – снять эмоциональное напряжение, решить психологические проблемы.


Инновации в дошкольном образовании

Нововведения в начальной школе

Личность ребенка стоит в центре современного образовательного процесса. Сейчас он не пассивный слушатель, который получает готовый материал для запоминания. Введение инноваций в начальную школу даст возможность стать ребенку активным участником образовательного процесса. Ученик начальных классов ищет, проводит анализы, диспутирует, сравнивает и принимает верное решение. Учитель для него – помощник, направляющий и контролирующий его деятельность.


Инновации в начальной школе

Инновационные техники обучения и воспитания

Проблемные занятия в ДОУ

Метод проблемного обучения получил в последнее время широкое распространение. Цель его – помочь достичь более сильных результатов в усвоении материала, способствовать поддержанию дальнейшего желания обучаться и развиваться, формировать интерес к освоению новой информации.

Забота о здоровье

Ни одна передовая педагогическая инновация не даст желаемых результатов без уделения внимания здоровью детей. Одно из ключевых новых направлений как в детских садах, так и в школе – здоровьесберегающие технологии. Сюда относятся прогулки, спортивные мероприятия, разного вида гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная), закаливание и пр. Они не только укрепят здоровье, но и сформируют представление о ЗОЖ, научат оказывать первую медицинскую помощь. В течение урока можно менять динамические позы, использовать специальный наглядный материал для снижения утомляемости и нервозности.

Информационные технологии

С появлением и распространением информационных технологий стало возможным проведение занятий, активизирующих познавательный интерес и мышление. А это способствует закреплению полученных знаний. При этом важно грамотно использовать на занятиях презентации, мультфильмы, эпизоды из детских фильмов, мультимедийные учебники.


Инновации в школьном образовании

Метод проектов и исследований

Ребенок становится участником экспериментального процесса, проявляет интерес, проходит все этапы и достигает результатов. Такая деятельность не только увлечет детей, продемонстрирует важность их труда, но и придаст уверенности в собственных силах.

Нынешняя библиотека и инновации в дополнительном образовании

Цель библиотечных инноваций – улучшить ее функциональные обязанности. Чтобы привлекать читателей, сейчас используется интернет. С его помощью получить читательский билет, продлить его, узнать о мероприятиях, которые будут проводиться в библиотеке (выставках, конкурсах, тематических вечерах).

Функции нынешних библиотек расширились – сейчас это место для общения людей, интересного времяпровождения с друзьями и близкими.

Часто библиотеки превращаются в центры дополнительного образования детей, в которых они делают поделки и игрушки, узнают что-то новое о своем районе. На базе почти каждой библиотеки создаются как бесплатные кружки, так и платные – рукоделие, театр, краеведение и пр. Такие занятия развивают детей, расширяют их кругозор.

Дополнительное образование призвано помочь детям усвоить социальные и культурные нормы, раскрыть таланты, развить интересы и реализовать себя в жизни.

Нововведения в дополнительном образовании значительно улучшают качество проводимых занятий.


Современные библиотеки для детей

Какими бы ни были нововведения в дошкольном образовании, в начальной школе или в дополнительном образовании, они не смогут развивать одни лишь интеллектуальные способности или здоровье. Совокупность всех инноваций образования ориентирована на личность ребенка, его всестороннее и гармоничное развитие. Результатом таких педагогических инноваций должна стать уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв