Многие не до конца правильно понимают понятие экстерната. Попробуем разобраться, что же это такое и чем экстернат отличается от обычного обучения.
Экстернат – промежуточная форма контроля знаний, где большая часть учебной программы ложится на самостоятельное изучение и не требует обязательного посещения учебного заведения. Экстерном вполне возможно за год окончить два класса. Это возможный вариант обучения, но не важная составляющая модель образовательного процесса. Подобный формат получения знаний относится к семейному обучению, по-иному – самообразованию, когда ученик самостоятельно изучает подаваемый материал, посещает школу в период промежуточных и итоговых аттестаций, далее за учащимся закрепляется право на сдачу экзаменов в аккредитованном учебном заведении. Ознакомиться с правом на обучение экстерном можно в статье 34 закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данным от Минпросвещения в 2022-2023 году обучение по типу экстерната проходило 63 467 учащихся, при общем количестве более 16, 7 млн.
Экстернат вовсе не означает, что ученик самостоятельно должен изучить тот или иной материал. В изучении и усвоении школьной программы ему могут помогать родители, репетиторы, либо педагоги из онлайн школы. Педагоги и руководители домашних школ за последние годы отмечают особенный интерес к обучению данного формата.
Специалисты отмечают, что «около 65% учащихся перешли на семейное обучения и получают знания онлайн. Согласно опросам, проводимых среди учащихся, многие считают уместным начинать обучение в цифровом формате с 5 класса. Ежегодно программа пересматривается Министерством просвещения и усложняется, ребенок не в силах самостоятельно усвоить знания, он нуждается в помощи специалистов. Имея очевидные факты следует отметить, что растет интерес к онлайн курсам и среди учащихся начального звена, начиная с 1-4 классов».
Специалист из области семейной психотерапии, Сергей Мельников полагает, что экстернат может вызвать ряд специфических проблем, особенно если это касается учащихся младшей школы, когда у ребенка не сформирована саморегуляция и недостаточно устойчиво внимание. С взрослением появляется самоконтроль и умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Исходя из этого с уверенностью можно сказать, что переходить на онлайн обучение целесообразней в средних классах, когда выработался самоконтроль и есть понимание того, как выглядит образовательный процесс. Также трудности могут возникнуть и в старших классах, когда подростки остро переживают трудности переходного возраста и помимо этого у них уже налажены социально-значимые связи, разрыв которых болезненно может сказаться на психике.
Но не смотря на вышесказанное, именно среди девятиклассников отмечена тенденция перехода на экстернат, связанная с желанием больше времени выделить на самостоятельную подготовку к выпускным экзаменам, желанием быстрее окончить школу, чтобы подрабатывать. Возможность обучаться в цифровом формате есть не только у школьников, переход на данную форму обучения можно оформить в лицее, гимназии, колледже и в некоторых высших учебных заведениях.
Экстернат — это не только интенсивный курс получения знаний, это понятие социальными педагогами рассматривается намного шире. Экстернатом может выступать и ученик школы, перешедший на семейное образование, и ребенок, зачисленный в учебное заведение с целью сдачи промежуточных аттестаций и экзаменационных работ. У учащихся есть право выбора – осваивать ускоренно программу двух классов одновременно, или же обучаться в стандартном формате. Под экстерном понимается человек, который получает образование вне учебного заведения и сдает экзамены, не посещая школу. Фактически он закреплен за школой, но программу проходит в удобном для себя ритме и темпе. Исходя из закона «Об образовании» учащиеся могут проходить аттестацию по отдельным предметам, к примеру, не посещая математику, английский, они имеют право пройти итоговую аттестацию в конце учебного года. Узкопрофильных учебных заведений, работающих по принципу экстерната, не существует.
Экстернат привлекает родителей и учащихся по многим причинам: кому-то необходим гибкий график, кто-то желает ускоренно окончить школу, кто-то не может посещать заведение из-за ряда психологический причин.
Интенсивный курс может подойти лицам, которые:
Специалисты отмечают, что одно из главных преимуществ семейного обучения, это возможность самостоятельно регулировать и выстраивать учебный процесс. Родители вместе с учеником могут составить удобный индивидуальный график, где будут учитываться особенности ребенка, его интересы и наклонности. У детей есть возможность выбирать педагогов, подходящих под их запросы, отпадает необходимость посещать переполненные классы, где учащимся не уделяется должного внимания, из-за чего нередко страдает школьная успеваемость.
Не стоит рассматривать экстернат как необходимую меру обучения, у него есть свои положительные и отрицательные стороны. Эта форма обучения требует высокого уровня самодисциплины, организации и контроля со стороны родителей и наставников. Детям, нуждающимся в социализации, прямом контакте с педагогами, одноклассниками, и тем, у кого отсутствует контроль, экстернат не самый подходящий формат обучения.
Что можно порекомендовать учащимся экстернатам?
Чтобы обучение было максимально эффективным, а результат не заставил себя ждать, Сергей Мельников, семейный психотерапевт рекомендует придерживаться следующих организационных моментов.
У ребенка обязательно должна быть отдельная комната для занятий и персональный компьютер (ноутбук). Режим дня иметь систематический характер, в противном случае ребенок просто-напросто выпадет из образовательной системы. Чтобы занятия в дистанционном режиме не перенасыщали психику и не вызывали психоэмоционального утомления рекомендовано выполнять физминутки, перерывы между разными видами деятельности, достаточно 20-30 минут чтобы передохнуть и настроиться на дальнейший продуктивный лад.
Переход на экстернат очень щепетильная тема и требует немалой подготовки, как от родителей, так и готовности от самого ребенка. Чтобы числиться в рядах экстернатов, необходимо подтвердить официальный перевод. Ученик закрепляется за выбранным учебным заведением и проходит в нем все виды аттестаций. Для получения права на дистанционное образование необходимо:
Мотивация играет ключевую роль в обучении, к примеру по отношению к младшему школьнику она должна быть более изощренной и непосредственной. В качестве поощрений рядом с выполненным заданиями уместно использовать мотивационные и оценочные наклейки, которые обязательно понравятся ребенку и повысят его стремление к знаниям. По мере взросления усложняется и мотивация. Если в начальной школе удавалось воздействовать на внешние стимулы, то у подростков на первый план выдвигается внутренняя мотивация, отличающаяся целенаправленным интересом, потребностями в информации и самопознании. Именно в подростковом возрасте появляется понимание необходимости в получении знаний и нового опыта.
Экстернат подтверждается обязательной итоговой аттестацией – промежуточной и экзаменационной. Промежуточный контроль учащийся сдает в том учебном заведении, за которым он закреплен. По итоговым результатам оценивается, насколько ученик освоил программу за период обучения и допускается к переводу в следующие классы. В отдельных случаях разрешается сдавать экзамены в дистанционном формате, если это не противоречит уставу образовательного учреждения. Формы оценивания могут быть разнообразными – тестовые задания, рефераты, эссе, контрольные работы. Как правило, информацию необходимую для учащихся публикуют на официальных сайтах. Низкие результаты или несвоевременная сдача итоговых работ может послужить поводом к возвращению на очную форму обучения. Экстерн сдает те же экзамены, известные как ОГЭ и ЕГЭ, в один же срок и по тому же принципу, что и выпускники 11 классов. Досрочно сдать экзамены они не могут, даже если программа была освоена преждевременно. Министерство просвещения утверждает единый график для прохождения итоговой аттестации при очном посещении образовательного учреждения. Математика и русский язык – основные предметы, по которым оцениваются знания учащихся, остальные предметы ученик может выбрать самостоятельно.
При условии успешной сдачи экзаменов выпускники получают аттестат. Стоит отметить, что выдается документ единого государственного образца, в нем нет сведений о том, что ученик оканчивал школу экстернатом, либо прошел программу досрочно. Согласно закону «об образовании», права экстерна не нарушаются, и они имеют право на получение медалей за отличную учебу, как и другие выпускники школы.
Сообщения не найдены
Написать отзыв