Что должен знать и уметь первоклассник перед школой

Июль 19, 2021
Что должен знать ребенок к 1 классу

Некоторые первоклассники переступают порог школы чуть ли не гениями: читают бегло, имеют навыки счета, владеют иностранным языком и знают всё об окружающем мире. Это не является обязательным, но имея определенные знания и навыки, малыш быстрее и легче адаптируется к обучению. Узнаем, что необходимо знать и уметь первокласснику по Федеральному государственному образовательному стандарту, и благодаря чему он почувствует себя увереннее в образовательном учреждении.

По достижении 6-7 лет у детей имеется немало навыков. Основная задача взрослых заключается в том, чтобы понять, готов ли ребенок идти в первый класс – на интеллектуальном и эмоциональном уровнях.


Требования для детей 1 класса

Что необходимо знать ребенку к 1 классу

Требования к будущему первокласснику определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Какие знания должен иметь ребенок, собираясь в 1 класс?

Семья

В 1 классе у ребенка будут часто спрашивать его полное имя, адрес проживания, ему нужно будет давать ответы на вопросы о членах семьи, рассказывать, какая профессия у мамы и папы.

Отчетливо необходимо знать:

  • ФИО, возраст, когда родился;
  • место жительства, а конкретно: страна, регион, город, улица, номер дома или квартиры;
  • полное имя мамы и папы, кем и где они работают;
  • как зовут других близких родственников, кем они ему приходятся (например, «Мою бабушку зовут Мария Петровна, она не работает, на пенсии»).

Ребенку необходимо выучить эти сведения. Это потребуется не для формальности, а для собственной безопасности.

Математика

В области математики малыш должен быть осведомлен в следующем:

  • называть числа от 0 до 10, уметь зрительно их отличать;
  • знать порядковый счет до 10 – в прямом и обратном порядке;
  • решать несложные примеры, складывать и вычитать в пределах 10;
  • называть соседние числа – предыдущие и следующие;
  • овладеть понятием «больше», «меньше» или «равно»;
  • находить общие и отличительные черты двух групп предметов;
  • разбираться в основных геометрических фигурах, уметь их чертить;
  • иметь представления о «высоте», «ширине», «величине», а также сопоставлять по этим характеристикам предметы и фигуры;
  • группировать предметы по указанным признакам – цвету, размеру и форме.

Если ребенок посещал дошкольное учреждение, то на подготовительных занятиях наверняка он осваивал навыки начальной математики. Дома с детьми также можно играть в лото или прочие настольные игры, в которых идет подсчет ходов и очков. Развлечений для юных математиков огромное количество.


Первоклассник за уроками

Русский язык и литература

Уметь читать до поступления в первый класс – не обязательно. Однако, большинство детей имеют минимальные навыки слогового чтения.

Чтобы в 1 классе старт обучения был успешным, малышу необходимо:

  • четко выговаривать звуки, точно их произносить;
  • делить слова на слоги – в устном виде;
  • распознавать род слова;
  • находить пары словам – противоположное значение, близкое;
  • находить лишнее в группе слов;
  • группировать предметы (игрушки, канцелярские принадлежности, одежду);
  • отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
  • строить предложение, используя 3 и более слов;
  • уметь пересказать маленький текст, связанный по смыслу;
  • уметь придумать рассказ по заданной картинке и рассказывать ее;
  • ориентироваться в литературных жанрах – сказке, рассказе, стихотворении;
  • учить на память небольшие стихотворения.

Если у первоклассника развита дикция, грамотно поставлена речь, он имеет богатый словарный запас, на уроках литературы он будет чувствовать себя легко и уверенно.

Окружающий мир

В первом классе, в основном, изучают природу, человека, общество. Что должен знать будущий ученик, чтобы показать себя на уроке с лучшей стороны?

Мир природы Мир человека
Животных, живущих с человеком и в дикой природе. Особое внимание уделить животных, птицам и рыбам своего края Цвета и их оттенки
Зверей – взрослых и их детенышей Род занятий
Дикие растения своего края – цветы, травы, деревья Предметы домашнего обихода – одежду, посуду, предметы мебели
Аграрные и садовые, декоративные растения Виды транспорта
Органы человека и животных Спортивные дисциплины
Явления погоды, объекты природы (леса, поля, реки) Как называется страна проживания ребенка, ее столица, в каком регионе живет малыш, как называется его город или населенный пункт, место жительства ребенка

Всю эту информацию можно почерпнуть из детских энциклопедий. Малыши часто любят разглядывать в них картинки. Важно поддерживать любознательность ребенка – необходимо читать ему книги о зверях и птицах, различных странах, таинственных явлениях природы. Вместе с ребенком необходимо смотреть развивающие программы по телевизору.

Время и пространство

Основное, что необходимо выучить до поступления в первый класс:

  • четыре времени года, в каком порядке они идут;
  • 7 дней недели, 12 месяцев, 4 сезона года, время суток;
  • осознавать, что представляет из себя годовой и суточный цикл;
  • знать времяисчисление – сколько часов в сутках, сколько минут в часах, сколько секунд в минуте;
  • понимать временные промежутки – вчера, сегодня, завтра, что за чем идет;
  • уметь ориентироваться в пространстве: сверху-снизу, сзади-спереди, лево-вправо;
  • определять дни недели, времена года, время дня и ночи, часы;
  • иметь понятие о том, чем определяется время, измеряется температура, масса и длина.

Личная безопасность – что необходимо знать

С правилами безопасного поведения в доме и на улице детей начинают знакомить в трех-четырехлетнем возрасте. Однако, дошкольников редко оставляют одних, с ними всегда находятся взрослые.

Первоклашки более независимы: одни самостоятельно ходят в школу или спортивные секции, переходят дорогу, другие – сами греют еду в микроволновой печи, пользуются электроприборами.

До поступления в 1 класс дети должны уметь применять на практике следующие знания:

  • переходить дорогу – с помощью светофора либо по пешеходному переходу;
  • правильно вести себя около дороги – не выбегать на проезжую часть, недопустимо стремительно выбегать на переход;
  • поведение с незнакомыми людьми – запрещено куда-либо идти, что-либо пробовать, если тебе предлагают, или брать из рук незнакомцев;
  • если потерялся в своем городе или за его пределами – ребенок должен знать, что делать в такой ситуации;
  • как вести себя, если встретил на улице животное – нельзя их гладить, трогать, как кошек, так и собак;
  • завершать телефонные разговоры с незнакомцами – это могут быть потенциальные мошенники;
  • никого не впускать в квартиру, не открывать дверь, если ты один дома;
  • нельзя самостоятельно использовать опасные бытовые приборы (газовую плиту, утюг и пр.).

Соблюдение правил поведения на дороге, недопущение игр со спичками и прочими легковоспламеняющимися предметами не теряют своей актуальности. Но имеются и прочие опасности, которые старому поколению неизвестны: вещества, влияющие на психику, вооруженные нападения на учебное заведение, насилие сексуального характера, угрозы из сети Интернет.

Дети должны быть предупреждены и осведомлены о том, что делать в экстремальных ситуациях. Идеально, если подобные ситуации будут обыграны на практике. Еще один вариант – записать ребенка на курсы по безопасности.


Ребенок изучает чтение

Навыки, помогающие первоклассникам в адаптации к школе

По достижении 6-7 лет у детей наступает новый психологический уровень. Большая часть изменений в организме происходит сама по себе, но в их течении требуется помощь: у детей происходит смена игровой деятельности на познавательную, они учатся контролировать свои эмоции, в физическом плане они более выносливы.

Двигательная и психическая активность

Малыш любит проводить свободное время в движении, управлять телом: бегать, прыгать на одной либо двух ногах, играть с мячом, приседать, прыгать на скакалке.

Любопытен, ему интересно все, что происходит вокруг него, он начинает расспрашивать взрослых обо всём на свете. После того, как получит ответ на очередное "почему", проводит анализ, сопоставляет, подводит итоги.

Эмоциональное развитие

Кроме радостного настроения, гнева, злобы ребенок начинает испытывать и другие эмоции: он учится состраданию, его гложит чувство вины, он гордится за что-либо или кого-либо. Допустим, малышу жалко котенка, которого он встретил на улице, во время просмотра мультфильма или чтения книги он сочувствует герою.

Формируются и эстетические чувства: вдохновение или тоска от прослушанной мелодии или просмотренной картины. Будущие первоклассники восхищаются природной красотой. На данном этапе родители должны помочь ребенку научиться определять чувства, называть их и контролировать. Чтобы малышу было интересно, можно провести это в виде совместной игры. Это даст возможность ребенку управлять своими эмоциями, справляться с конфликтными ситуациями - избежать их не удастся, а чрезмерная опека родителей влечет за собой последствия.

Навыки коммуникации

При поступлении в школу ребенок должен:

  • хорошо знать не только язык, на котором будет проходить обучение, но и невербальные средства общения;
  • знать отличия общения со сверстниками и со взрослыми, в семье и в учебном заведении;
  • уметь договариваться, идти на уступки, работать в команде, правильно распределять обязанности.

Самоконтроль

В 1 классе ребенок будет легче себя чувствовать, если у него имеются навыки:

  • усидчивости – в течение конкретного промежутка времени требуется сидеть спокойно;
  • концентрации и удержания внимания;
  • слушания – первоклассник должен уметь слушать и слышать учителя и одноклассников;
  • выполнения заданий по представленному образцу;
  • соблюдения правил поведения – во время урока недопустимо ходить по кабинету, нельзя бегать по школьным коридорам и кричать, не вступать в драки и пр.

У ребенка должны быть развиты элементарные навыки: он должен уметь приветствовать учителя, прощаться с ним, спрашивать согласие на то, чтобы войти в класс или выйти из него; не должен прерывать учителя или вмешиваться в разговор. В общем, быть воспитанным, уважать личные пространства, уважительно общаться.

Полезные навыки, необходимые обучению

Ребенку необходимы не только базовые навыки, но и те, которые сделают жизнь маленьких школьников легче. К ним относятся:

  • способность разграничивать учебу от отдыха, придерживаться тайминга – детей нужно научить тому, чтобы они не разбрасывали внимание, не использовали мобильный телефон во время урока или выполнения домашнего задания;
  • умение критически мыслить – проверять достоверность информации, не доверять сразу же чужому мнению, защищать свою точку зрения;
  • логика – умение проводить анализ, соотносить информацию, подводить итоги, всесторонне ее рассматривать. Благодаря логическому мышлению ребенок сможет анализировать и обобщать, грамотно строить тексты, решать задачи по математике;
  • творчески мыслить - необычный подход к выполнению задач, умение принимать чужие идеи и предлагать собственные;
  • уважать других людей и быть сними открытым - это могут быть как представители другой культуры или народа, так и люди с духовной или физической уникальностью. Проявление вежливости и открытости в общении помогут ученику 1 класса приспособиться к непривычным условиям.

С получением начального образования жизненный ритм ребенка меняется, появляется новый круг обязанностей. Ведущая деятельность теперь не игра, а обучение. Во избежание кризиса ребенок должен знать простые, но важные вещи:

  1. Сидеть за партой, внимательно слушать, а главное - слышать своего учителя, проявлять внимательность в течение всего урока.
  2. Уметь складывать принадлежности в портфель без помощи взрослых, содержать аккуратными книги и тетради.
  3. Самостоятельно уметь переодеваться и переобуваться на урок физической культуры. Большинство детей не умеет застегнуть или расстегнуть пуговицы, не желают аккуратно складывать вещи на стул.
  4. Уметь пользоваться авторучкой, правильно ее держать. Родители должны продемонстрировать, как это выглядит. Сейчас очень много тренажеров, помогающих правильно захватывать ручку. Если ребенок во время письма будет неправильно держать ручку, он быстро устанет, будет писать медленно, не будет успевать за остальными, тем самым отставая от темпа класса.

По приходу в учебное заведение малыш вступает в новую жизнь - он должен быть полностью готовым к ней. С неудачами сталкиваются все. Родители должны быть терпимыми, а не оставлять без внимания трудности, с которыми их ребенок сталкивается во время обучения.

Кратко о наиболее важном - распространенные вопросы о подготовке к школе

Когда до поступления в 1 класс остается год или два, некоторые родители уже начинают задумываться о том, как будет проходить подготовка к школе. У них возникает множество вопросов – рассмотрим самые распространенные.

Готов ли будущий первоклассник к обучению – как понять

Детский психолог Венгер Леонид Абрамович: «Готовность к школе не означает то, что ребенок умеет читать, писать и считать. Это значит то, что он должен быть готовым всему этому научиться».

Существует 5 признаков, свидетельствующих о том, что дошкольник готов:

  1. Наличие мотивации – у ребенка имеется желание ходить в школу.
  2. Навыки действия по установленным правилам и стандартам.
  3. Развитая манера речи.
  4. Ребенок физически развит и здоров.
  5. Малыш интеллектуально развит – на достаточном уровне.

Навыки чтения, письма, счета не случайным образом поставлены на последнее место. За этими навыками ребенка и отправляют в школу. А если желание учиться отсутствует, ребенок хулиганит и задирает других детей, не реагирует на замечания учителей – в школе ему придется нелегко.

Требуются ли курсы подготовки до поступления в 1 класс?

Некоторых детей отдают на подготовительные курсы за 1 год до похода в школу. Обычно это центры развития или курсы при школе. Это не является обязательным, это личное желание родителей.

В дошкольных учебных заведениях воспитатели занимаются с малышами по программе подготовки к школе. Есть дети, не посещающие детский сад, или те, которые не усвоили программу, соответственно, не получившие необходимый уровень знаний. Таких детей родители могут самостоятельно подтянуть при наличии свободного времени.

Если курсы, которые малыш посещает, расположены при школе, в которой он будет обучаться в дальнейшем, ему легче будет привыкнуть к жизненным переменам. Случается и такое, что дошкольник попадает к тому же учителю, который вел курсы.

Если родители самостоятельно подготавливают ребенка к школе, частой ошибкой у них бывает упущение правил поведения или дисциплины.

Должны ли быть у первоклассника навыки беглого чтения

Ответ – нет, не должны быть. Образовательные стандарты не содержат такого требования.

Большинство учителей начальных классов придерживается мнения, что если ребенок знаком с буквами, умеет составить из них слоги, умеет прочитать небольшое слово, новый материал он усвоит лучше и быстрее. По закону запрещено тестировать детей, поступающих в первый класс. Классы формируются по уровню развития первоклассников, учитываются при этом навыки чтения и письменной речи.

Сколько времени в день отводить на занятия, чтобы дошкольник не был перегружен?

Залогом успеха является не то, сколько по времени длится урок, а как часто он проводится. Ежедневно на занятия необходимо отводить не более 20 минут. Для шестилетнего ребенка продолжительность составляет 45-50 минут.

Чек-лист: готов ли малыш идти в школу?

Прежде чем отправлять ребенка в школу, необходимо проверить, что он уже умеет, а с чем испытывает трудности. Минут в третьем и четвертом столбце – это то, на что стоит обратить внимание. Это и будет планом по подготовке к поступлению в первый класс.

Знания и навыки Что необходимо проверить Делает сам Нужно подсказать
Личные данные
  • Ребенок должен знать свое имя, фамилию и отчество, когда он родился
  • Должен уметь назвать адрес, по которому проживает (полностью)
  • Знает, как зовут папу и маму, где они работают
  • Знает и называет родственные связи (мама, сестра, бабушка и дедушка, дядя и тетя)
Окружающий мир
  • Малыш без проблем может назвать сезоны, месяцы, признаки каждого из них
  • Знает, какое животное относится к домашнему, а какое – к дикому. Знает, какие птицы водятся в регионе проживания
  • Может привести пример нескольких предметов базовых категорий (одежду, обувь, предметы мебели, игрушки, деревья, овощи и фрукты, виды транспорта, названия цветов)
  • Последовательно изъясняется о предметах, указывает их категории, отличительные особенности
  • Знает, чем отличаются друг от друга виды транспорта
  • Может назвать не менее трех видов профессий
Представления о пространстве и времени
  • Без проблем может показать, где левая и правая рука или нога – как на себе, так и на других людях
  • Демонстрирует на бумажном листе верхнюю, нижнюю, центральную часть, углы (например, верхний правый. Нижний левый и пр.)
  • Устанавливает позиции предметов касательно друг друга, при этом использует фразы слева от, выше, чем, между и т.д.)
  • Может назвать части суток
  • Знает, как определяется время
Представление из области математики
  • Умеет посчитать от 0 до 10 – как в прямом, так и в обратном порядке
  • Умеет решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти
  • Умеет сравнивать предметы и их количество: больше, меньше или равно
  • Умеет группировать предметы по определенному признаку
  • Умеет сравнить несколько предметов и выбрать из них больший либо меньший
  • Знает, как выглядят и как называются геометрические фигуры, умеет их изображать
Говорение, навыки чтения
  • Сможет показать заданную букву, назвать звук, которым эта буква обозначается
  • Умеет читать по слогам
  • Без проблем сможет составить предложение, состоящее из более, чем трех слов
  • Может пересказать небольшой текст, состоящий из двух предложений
Самоконтроль и навыки коммуникации
  • Ребенок может сосредоточиться на чем-то одном не менее 20 минут, при этом он не отвлекается на другие вещи
  • Умеет дожидаться своей очереди
  • Может рассказать о своей проблеме, беспокойстве, о том, что у него что-то болит
  • Умеет здороваться, прощаться, просить разрешения что-либо сделать или взять
  • Умеет работать не только самостоятельно, но и в паре с кем-либо или даже в группе детей
  • Способен выразить свои переживания словами
  • Умеет находить компромисс
Самостоятельное обслуживание
  • Самостоятельно умеет надеть одежду и снять ее
  • Может отличить изнанку одежды от ее лица
  • Умеет застегнуть пуговицу, молнию, завязать шнурки
  • Способен аккуратно сложить одежду, повесить ее в шкаф или на стул
  • Умеет мыть руки, чистить зубы, при чем ему не нужно об этом напоминать
Личная безопасность
  • Умеет переходить дорогу по пешеходному переходу или по сигналу светофора
  • Может обратиться за помощью, позвонив по номеру 112
  • Не прикасается к утюгу без разрешения взрослых, не включает электроприборы
  • Не разговаривает с незнакомцами
Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв