Подготовить малыша к первому классу— задача не из простых. Это не только обучение буквам и цифрам. Ваш ребенок должен уметь и знать многие другие вещи. К счастью, сегодня можно обучать ребенка дома самостоятельно. Если вы разберетесь, что именно должен знать и уметь ваш сын или дочь, запасетесь терпением и необходимой методикой, то ваш малыш обязательно освоит все необходимое еще перед началом первого урока.
Ниже вы найдёте полный перечень тех знаний и умений, которые нужно освоить дошкольнику.
При поступлении в школу ребенку необходимо побеседовать с представителем школы, и вы обязательно столкнетесь с одним из двух вариантов. Либо вашего ребёнка примут в любую школу, потому что туда зачисляют всех детей; либо вашему малышу придётся пройти специальную подготовку, ведь в некоторых привилегированных школах готовят настоящий экзамен для будущих школьников. Соответственно к такой беседе придётся готовиться и без дополнительных курсов тут просто не обойтись.
Хотя, существует стандартный перечень требований, одинаковый для всех школ и тут тоже придётся готовиться. А чтобы обучить ребенка всему основательно, лучше начать готовиться за пару лет до поступления в первый класс. Скорее всего, вам понадобятся различные карточки, пособия и другой дидактический материал.
Лучший способ начать— это показать ребёнку игру в школу. Объясните своей дочери или сыну, что здесь к чему и пусть малыш обучает своих плюшевых игрушек с вашей помощью. Через игру дети обучаются куда быстрее.
Общие знания
Что ребёнок должен знать и уметь, поступая в первый класс:
Семья и место проживания
- своё полное фамилию имя и отчество, а также имена членов своей семьи;
- профессию мамы и папы;
- свой адрес (город, номер дома и квартиры, улицу) и номер телефона;
- знать, в какой стране он живет и называть хотя бы несколько других с ран
Природа и окружающий мир
- знать и называть самые распространённые растения, животные и насекомые;
- различать животных и птиц (а также знать разницу между нос-клюв, руки-лапы-крылья);
- знать разницу между дикими и домашними животными, приводить примеры и тех, и других;
- знать и называть, что обитает в море;
- различать дерево и куст;
- дифференцировать овощи, фрукты и ягоды, называть, что и где растёт;
- называть овощи и фрукты, которые растут под землей, на земле и на дереве;
- знать и различать цвета;
- называть лесные деревья, грибы и ягоды;
- объяснить, зачем мы держим домашних животных, какая от них польза;
- понимать, что у каждого животного есть детеныши и называть их своими именами: например, щенок, а не собака; котёнок, а не кошка и тд; при том ребёнок должен понимать, что детеныши есть и у лесных животных тоже.
- называть основные комнатные растения: кактус, фиалка, фикус;
- хорошо, если малыш уже знаком с космосом и некоторыми космическими телами и может называть парочку планет;
Формы, технологии и вещи
- различать и называть основные виды транспорта: воздушный, морской, наземный и приводить примеры:
- какие предметы в вашем доме напоминают прямоугольник, квадрат, круг или треугольник. Обратите внимание на то, что ребёнок не должен путать понятия шар и круг;
- различать и называть виды мебели, посуды, одежды,
- понимать, что в школе есть такие предметы как парта, доска, сменная обувь, спортивная форма, столовая, и понимать, кто такой учитель;
- знать и различать школьные принадлежности: тетради, учебники, прописи, ручки, карандаши и фломастеры;
- обратите внимание на то, как вы мотивируете ребенка к школе. Понимает ли он, зачем ему нужно идти в школу и что его там ожидает;
Человек и мир
- различать такие понятия, как лево-право, верх-низ, вперёд-назад, сзади-спереди, раньше-позже, сейчас-тогда, сегодня-завтра-вчера;
- знать основные правила дорожного движения (различать цвета на светофоре и на какой свет какие действия предпринимает пешеход);
- знать и называть части тела;
- называть профессии и виды спорта;
- назвать хотя бы пару фамилий известных ему писателей;
- знать основные праздники;
- рассказать о своих хобби и увлечениях;
- иметь представление о том, что такое деньги и для чего они нужны; различать рубль и копейку;
Природные явления и календарь
- называть времена года в правильной последовательности; сказать, сколько в одном году месяцев и назвать хотя бы несколько; знать первый месяц года.
- ориентироваться во времени, отличать и называть утро-день-вечер-ночь;
- знать и называть дни недели, сколько их в месяце/неделе, сколько часов в сутках;
- отличать и называть природные явления: дождь, снег, гроза…
- называть, чем мы занимаемся или можем заниматься в разное время года;
Интеллектуальное развитие
Сюда засчитаем не только логику, но и счет, письмо и чтение
Общие знания
- уметь отгадывать простые загадки, ребусы и задачки. Сегодня таковых полно на многих сайтах;
- уметь определить лишний предмет среди остальных (по форме, цвету или назначению);
- добавлять недостающий предмет к другим предметам;
- называть, чем похожи и чем отличаются предметы;
- уметь группировать вещи по какому-либо признаку;
- составить рассказ по набору картинок; рассказать историю соблюдая последовательность: что было вначале, а что случилось потом;
- находить определенное число отличий на рисунках;
- скопировать несложный узор;
- описать картинку по памяти;
- запоминать и повторять короткие предложения из 5-7 слов;
- уметь писать графические диктанты (взрослый говорит,что мы чертим на листочке в клетку, а ребенок должен все точно нарисовать;
- читать небольшие стихотворения на память;
- пересказывать короткую сказку или рассказ;
- пользоваться самостоятельно ножницами и клеем, составлять аппликации, рисовать элементарные картинки;
Счёт
- знать цифры и считать от одного до десяти и обратно;
- восстановить числовой ряд и сказать, какая цифра пропущена;
- прибавлять и вычитать 1 и 2;
- различать понятия «больше», «меньше» и «равно»;
- отличать геометрические фигуры;
- составить простую аппликацию из геометрических фигур;
- отличать и сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- давать ответ на простые арифметические задачи, например, у Вики было 2 яблока, а у Маши всего 1, сколько яблок было у девочек?
- уметь делить несколько предметов поровну или на 3-4 части;
Чтение
- различать буквы и звуки;
- различать гласные и согласные звуки;
- знать буквы алфавита;
- найти конкретную букву в слове;
- придумать слово на заданную букву;
- делить слова по слогам;
- читать предложения из нескольких слов и понимать прочитанное;
Письмо
- уметь держать карандаш и ручку;
- рисовать разные линии;
- обвести рисунок по контуру;
- дорисовать часть рисунка;
- изобразить заданную геометрическую фигуру;
- раскрасить рисунок не заходя за контуры
Многие родители жалуются, что требования слишком высоки. Но поверьте, освоив этот материал в саду или дома, ваш ребенок будет быстрее ориентироваться в школе, ему будет проще и быстрее усвоить любое новое правило и материал. Вся эта информация будет оговариваться и в школе, но учебная программа сейчас организована так, что ребёнку придётся учить все в темпе. А ведь куда проще обучить своего ребенка через игру или беседу, провести весело время и дать ту базу знаний, которую он обязательно начнёт использовать уже на первом уроке.