Некоторые первоклассники переступают порог школы чуть ли не гениями: читают бегло, имеют навыки счета, владеют иностранным языком и знают всё об окружающем мире. Это не является обязательным, но имея определенные знания и навыки, малыш быстрее и легче адаптируется к обучению. Узнаем, что необходимо знать и уметь первокласснику по Федеральному государственному образовательному стандарту, и благодаря чему он почувствует себя увереннее в образовательном учреждении.
По достижении 6-7 лет у детей имеется немало навыков. Основная задача взрослых заключается в том, чтобы понять, готов ли ребенок идти в первый класс – на интеллектуальном и эмоциональном уровнях.
Требования к будущему первокласснику определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Какие знания должен иметь ребенок, собираясь в 1 класс?
В 1 классе у ребенка будут часто спрашивать его полное имя, адрес проживания, ему нужно будет давать ответы на вопросы о членах семьи, рассказывать, какая профессия у мамы и папы.
Отчетливо необходимо знать:
Ребенку необходимо выучить эти сведения. Это потребуется не для формальности, а для собственной безопасности.
В области математики малыш должен быть осведомлен в следующем:
Если ребенок посещал дошкольное учреждение, то на подготовительных занятиях наверняка он осваивал навыки начальной математики. Дома с детьми также можно играть в лото или прочие настольные игры, в которых идет подсчет ходов и очков. Развлечений для юных математиков огромное количество.
Уметь читать до поступления в первый класс – не обязательно. Однако, большинство детей имеют минимальные навыки слогового чтения.
Чтобы в 1 классе старт обучения был успешным, малышу необходимо:
Если у первоклассника развита дикция, грамотно поставлена речь, он имеет богатый словарный запас, на уроках литературы он будет чувствовать себя легко и уверенно.
В первом классе, в основном, изучают природу, человека, общество. Что должен знать будущий ученик, чтобы показать себя на уроке с лучшей стороны?
Мир природы | Мир человека |
---|---|
Животных, живущих с человеком и в дикой природе. Особое внимание уделить животных, птицам и рыбам своего края | Цвета и их оттенки |
Зверей – взрослых и их детенышей | Род занятий |
Дикие растения своего края – цветы, травы, деревья | Предметы домашнего обихода – одежду, посуду, предметы мебели |
Аграрные и садовые, декоративные растения | Виды транспорта |
Органы человека и животных | Спортивные дисциплины |
Явления погоды, объекты природы (леса, поля, реки) | Как называется страна проживания ребенка, ее столица, в каком регионе живет малыш, как называется его город или населенный пункт, место жительства ребенка |
Всю эту информацию можно почерпнуть из детских энциклопедий. Малыши часто любят разглядывать в них картинки. Важно поддерживать любознательность ребенка – необходимо читать ему книги о зверях и птицах, различных странах, таинственных явлениях природы. Вместе с ребенком необходимо смотреть развивающие программы по телевизору.
Основное, что необходимо выучить до поступления в первый класс:
С правилами безопасного поведения в доме и на улице детей начинают знакомить в трех-четырехлетнем возрасте. Однако, дошкольников редко оставляют одних, с ними всегда находятся взрослые.
Первоклашки более независимы: одни самостоятельно ходят в школу или спортивные секции, переходят дорогу, другие – сами греют еду в микроволновой печи, пользуются электроприборами.
До поступления в 1 класс дети должны уметь применять на практике следующие знания:
Соблюдение правил поведения на дороге, недопущение игр со спичками и прочими легковоспламеняющимися предметами не теряют своей актуальности. Но имеются и прочие опасности, которые старому поколению неизвестны: вещества, влияющие на психику, вооруженные нападения на учебное заведение, насилие сексуального характера, угрозы из сети Интернет.
Дети должны быть предупреждены и осведомлены о том, что делать в экстремальных ситуациях. Идеально, если подобные ситуации будут обыграны на практике. Еще один вариант – записать ребенка на курсы по безопасности.
По достижении 6-7 лет у детей наступает новый психологический уровень. Большая часть изменений в организме происходит сама по себе, но в их течении требуется помощь: у детей происходит смена игровой деятельности на познавательную, они учатся контролировать свои эмоции, в физическом плане они более выносливы.
Малыш любит проводить свободное время в движении, управлять телом: бегать, прыгать на одной либо двух ногах, играть с мячом, приседать, прыгать на скакалке.
Любопытен, ему интересно все, что происходит вокруг него, он начинает расспрашивать взрослых обо всём на свете. После того, как получит ответ на очередное "почему", проводит анализ, сопоставляет, подводит итоги.
Кроме радостного настроения, гнева, злобы ребенок начинает испытывать и другие эмоции: он учится состраданию, его гложит чувство вины, он гордится за что-либо или кого-либо. Допустим, малышу жалко котенка, которого он встретил на улице, во время просмотра мультфильма или чтения книги он сочувствует герою.
Формируются и эстетические чувства: вдохновение или тоска от прослушанной мелодии или просмотренной картины. Будущие первоклассники восхищаются природной красотой. На данном этапе родители должны помочь ребенку научиться определять чувства, называть их и контролировать. Чтобы малышу было интересно, можно провести это в виде совместной игры. Это даст возможность ребенку управлять своими эмоциями, справляться с конфликтными ситуациями - избежать их не удастся, а чрезмерная опека родителей влечет за собой последствия.
При поступлении в школу ребенок должен:
В 1 классе ребенок будет легче себя чувствовать, если у него имеются навыки:
У ребенка должны быть развиты элементарные навыки: он должен уметь приветствовать учителя, прощаться с ним, спрашивать согласие на то, чтобы войти в класс или выйти из него; не должен прерывать учителя или вмешиваться в разговор. В общем, быть воспитанным, уважать личные пространства, уважительно общаться.
Ребенку необходимы не только базовые навыки, но и те, которые сделают жизнь маленьких школьников легче. К ним относятся:
С получением начального образования жизненный ритм ребенка меняется, появляется новый круг обязанностей. Ведущая деятельность теперь не игра, а обучение. Во избежание кризиса ребенок должен знать простые, но важные вещи:
По приходу в учебное заведение малыш вступает в новую жизнь - он должен быть полностью готовым к ней. С неудачами сталкиваются все. Родители должны быть терпимыми, а не оставлять без внимания трудности, с которыми их ребенок сталкивается во время обучения.
Когда до поступления в 1 класс остается год или два, некоторые родители уже начинают задумываться о том, как будет проходить подготовка к школе. У них возникает множество вопросов – рассмотрим самые распространенные.
Детский психолог Венгер Леонид Абрамович: «Готовность к школе не означает то, что ребенок умеет читать, писать и считать. Это значит то, что он должен быть готовым всему этому научиться».
Существует 5 признаков, свидетельствующих о том, что дошкольник готов:
Навыки чтения, письма, счета не случайным образом поставлены на последнее место. За этими навыками ребенка и отправляют в школу. А если желание учиться отсутствует, ребенок хулиганит и задирает других детей, не реагирует на замечания учителей – в школе ему придется нелегко.
Некоторых детей отдают на подготовительные курсы за 1 год до похода в школу. Обычно это центры развития или курсы при школе. Это не является обязательным, это личное желание родителей.
В дошкольных учебных заведениях воспитатели занимаются с малышами по программе подготовки к школе. Есть дети, не посещающие детский сад, или те, которые не усвоили программу, соответственно, не получившие необходимый уровень знаний. Таких детей родители могут самостоятельно подтянуть при наличии свободного времени.
Если курсы, которые малыш посещает, расположены при школе, в которой он будет обучаться в дальнейшем, ему легче будет привыкнуть к жизненным переменам. Случается и такое, что дошкольник попадает к тому же учителю, который вел курсы.
Если родители самостоятельно подготавливают ребенка к школе, частой ошибкой у них бывает упущение правил поведения или дисциплины.
Ответ – нет, не должны быть. Образовательные стандарты не содержат такого требования.
Большинство учителей начальных классов придерживается мнения, что если ребенок знаком с буквами, умеет составить из них слоги, умеет прочитать небольшое слово, новый материал он усвоит лучше и быстрее. По закону запрещено тестировать детей, поступающих в первый класс. Классы формируются по уровню развития первоклассников, учитываются при этом навыки чтения и письменной речи.
Залогом успеха является не то, сколько по времени длится урок, а как часто он проводится. Ежедневно на занятия необходимо отводить не более 20 минут. Для шестилетнего ребенка продолжительность составляет 45-50 минут.
Прежде чем отправлять ребенка в школу, необходимо проверить, что он уже умеет, а с чем испытывает трудности. Минут в третьем и четвертом столбце – это то, на что стоит обратить внимание. Это и будет планом по подготовке к поступлению в первый класс.
Знания и навыки | Что необходимо проверить | Делает сам | Нужно подсказать |
---|---|---|---|
Личные данные |
|
||
Окружающий мир |
|
||
Представления о пространстве и времени |
|
||
Представление из области математики |
|
||
Говорение, навыки чтения |
|
||
Самоконтроль и навыки коммуникации |
|
||
Самостоятельное обслуживание |
|
||
Личная безопасность |
|
Сообщения не найдены
Написать отзыв