Единственным развивающим учебным планом, который рекомендует ФГОС, является УМК Эльконина-Давыдова. Рассмотрим его особенности, привилегии и недостатки.
Даниил Борисович Эльконин (1904-1984 гг.) – советский психолог, педагог, является автором работ по психологическим аспектам игр для детей и роли этих аспектов в процессе обучения. Основной труд всей его жизни – система развивающего обучения. Соавтор методики – Давыдов Василий Васильевич (1930-1998), был ученым, академиком и заместителем президента академии образования России. Был последователем и соратником Даниила Борисовича, дал развитие и применил его концепцию.
Благодаря работам по теории Эльконина и испытательным исследованиям Давыдова была разработана программа начальных классов, в которой учебу совмещали с развитием личности. Систему начали применять в Российской Федерации в 1991 году. И уже в 1996 году ее включили в перечень рекомендаций ФГОС. Когда из этого списка исключили программу Занкова, она стала единственной программой развития начальной школы. Министерство образования и науки ее одобрило.
Эльконин и Давыдов, разрабатывая программу, преследовали такие цели – обучение детей самостоятельной постановки задач, определение методов их разрешения и анализ результатов. Чтобы цель была достигнута, ставились следующие задачи:
Особенностью системы является то, что знания детям дают не в готовом виде. Процесс обучения построен так, что дети могут сами ставить задачи, предлагать варианты ее решения и с критикой оценить то, что у них вышло. На уроках используются 2 формы деятельности – обсуждение и опыт. На уроках школьники работают парами или небольшими группами. Учитель «дает» классу проблему, и задача каждой группы – предложить ее решение. В процессе педагог поправляет учеников, задавая им наводящие вопросы.
По системе Эльконина-Давыдова неправильного ответа нет. Все, что предложат дети, является «рабочей версией». Система не подразумевает привычную систему оценивания. В конце урока каждому обучающемуся учитель предлагает оценить собственный успех. К каждому типу заданий дети сами выбирают критерии оценивания. Обычно это рисунок шкалы напротив заданий и отметка, как точно был дан ответ либо насколько грамотно оформлена работа: «Не знаю», «Знаю, но могу совершить ошибку», «Знаю отлично».
После этого учитель также оценивает работы по шкале. Принято считать, что данный метод дает ребенку возможность осознать, справился ли он с заданием, а педагогу – понять, какая у школьника самооценка.
Следующая особенность – «ловушка»: педагог специально делает ошибку, а дети должны ее заметить и исправить. Это дает возможность сформировать у обучающихся критический тип мышления и привить им мысль, что любое знание необходимо проверять. Часто на уроках используются разные типы игр – дидактическая, ролевая и пр. В процессе игры школьники раскрывают свои творческие способности, а для решения проблемы кроме знаний используют и воображение.
Программа также подразумевает минимальное количество домашних работ. Эльконин и Давыдов считали, что знания дети получают в процессе обсуждений в классе, а не за книгами дома.
Книгам в данной системе отводят не главную роль. Большую часть знаний дети получают при взаимодействии друг с другом и с учителями. Издательство системы носит название «БИНОМ. Лаборатория знаний»:
После проведения тестирования было выяснено, что дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют развитый кругозор, память, внимание, креативный тип мыслительной деятельности, умеют работать в команде, способны проводить самоанализ. Это относится к преимуществам системы. Но имеются и недостатки:
Принято считать, что система Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. В средних образовательных учреждениях, в которых практикуют эту программу, отсутствуют вступительные экзамены и тесты на интеллект.
На домашнем обучении эта система подойдет тем семьям, в которых родитель готов быть научным сотрудником своему ребенку. Нужно будет многое обсуждать, следить, чтобы школьник сам находил ответы, а не получал готовые знания.
Сообщения не найдены
Написать отзыв