Сепарация - это процесс отделения ребенка от родителей - мамы и папы или значимого взрослого, обретение независимости и самостоятельности.
Отделение, прежде всего, от мамы начинается в раннем детстве (по мнению ряда психологов, около 3-х лет) и продолжается до юности и молодости (до 20-25 лет). Этот процесс абсолютно естественный и включает в себя две стороны:
Что позволяет ребенку развивать свою индивидуальность и независимость.
Зачастую современные подростки не стремятся отделяться от родителей:удобно жить в своей комнате, пользоваться всеми благами родительского дома. Жизнь - сложная, нужно что-то предпринимать, осваивать профессию, искать работу - все это пугает. Молодому человеку,привыкшему к комфортной жизни,совсем не хочется брать ответственность.
В свою очередь некоторые родители, чаще всего, мамы сами инфантилизируют своих детей. Они не готовы отпускать 20-22 летних "детей" в "непредсказуемую и опасную" жизнь.
Пример из жизни: молодой человек 28 лет живет с мамой, учится в аспирантуре. Учебу оплачивает мама, он работает под ее руководством и никак не может завести свою семью. Мама не одобряет девушек, которые появляются в его жизни. Мужчине удобно плыть по течению, он выбирает уступку родителям вместо самостоятельного выбора. Не пытается бороться за автономность и собственную жизнь. Легко предположить, что если у молодого человека не получится отделиться от матери, то он так не сможет создать собственную семью и сам построить жизнь.
Человек не прошел этап сепарации от родителей и, скорее всего, он будет находится в состоянии эмоциональной зависимости, инфантильной и незрелой позиции по отношению к себе, своей жизни,другим людям.
Люди, которые не прошли успешно этап отделения от родителей, испытываютэмоциональное напряжение. А также целый ряд психологических особенностей, которые влияют на их жизнь:
Как правило, молодые людиощущают себя достаточно комфортно в ситуации психологической зависимости от родителей. Они воспринимают тотальный контроль родителей,как заботу и тревогу за них. Соответственно, выросший ребенокподстраивает и сверяет свою жизнь с ожиданиями мамы и папы. В этой ситуации вроде бы все все неплохо.
Но целый ряд связанных зависимостью по рукам и ногам "детей" испытывают постоянную зависимость и чувство вины, вынуждены подстраиваться и сверять свои шаги с мнением мамы. Что вызывает страдания,чувство вины, тревогу и даже агрессию.
Исследования венгерского врача-психиатра Маргарет Малер показывают, что успешность сепарации определяет то, как ребенок прошел предыдущий этап развития. Например, в возрасте двух–трех лет важно завершение самой ранней стадии развития – соединения. Процесс психологической сепарации ребенка будет проходить успешно, если привязанность первых месяцев младенца была надежной и устойчивой и родители сформировали своей любовью базовое чувство доверия к ним.
Такие дети открыты всему новому, с радостью исследуют окружающий мир. Не имеют страха перед переменами, достаточно хорошо понимают эмоциональные сигналы от других людей – все это позволяет им быть уверенными в себе.
Стадии сепарации ребенка от родителей по М. Малер в младенчестве и раннем детстве:
Ребенок начинает переживать особо остро сепарационную тревогу в возрасте от 4 до 5 месяцев. Всем знакома ситуация: мама рядом – все хорошо, но стоит маме уйти из его поля зрения – ребенок плачет. Малыш просится на руки, ползает за ней и цепляется руками.
По завершении этой стадии (около 11 месяцев) у малыша начинает складываться представление о своей отдельности от родителей. Многие дети начинают в это время ходить.
Малыш встает на ноги, начинает сам ходить, тренирует двигательные навыки. Очень хорошо, когда родители могут чутко поддерживать самостоятельную двигательную активность ребенка.
Дети начинают воспринимать маму, папу, бабушку (если она часто бывает с внуком) как отдельных людей. Малыш стремиться быть рядом с родителями, не отходить далеко и не упускать их из виду.
Кризис психологического рождения или, известный всем,кризис 3-х лет. У ребенка возникают противоречивые чувства: с одной стороны, он стремится быть с мамой, а с другой стороны - независимым и самостоятельным. Результат этого периода – осознание себя и других, как отдельных субъектов, обладающих определенными качествами.
Психологи считают, что сепарация ребенка в возрасте двух-трех лет зависит от того, насколько полно завершена более ранняя стадия развития - соединение.
Малыш начинает осознавать себя отдельным человеком, хотя он все еще очень сильно зависит от родителей. Дети проявляют независимость в простых действиях – стремятся самостоятельно одеваться, помыть чашку, почистить зубы,могут принести свои вещи, игрушки в детский сад.
Родителям и взрослым, которые участвуют в воспитании, следует поддерживать самостоятельность малыша. Лучше разрешить залезть на высокую горку, но быть рядом и в случае необходимости подать руку. Нежели запрещать ребенку проявлять активность оттого, что опасаетесь,что ребенок упадет.
У детей появляются свои интересы и увлечения, формируются первые социальные связи вне семьи – в детском саду, во дворе, кружках и секциях. Это время первых самостоятельных шагов, но родительская поддержка все еще играет большую роль.
Наиболее ощутимый этап обретения самостоятельности не только для самого подростка. Данный период может ощутимо изменить уклад жизни всей семьи. Подрастающий ребенок чувствует себя взрослым и стремится к независимости. Начинают появляться сомнения и даже протесты против родительских установок и правил. В этот период подростки активно исследуют себя и выстраивают отношения с ровесниками. Они могут учитывать мнение друзей больше, чем советы родителей. Особенно это касается внешнего вида: стиля одежды, прически, макияжа у девушек.
Подросток начинает формировать собственную позицию, учится принимать решения самостоятельно, осознавать собственные границы и готов их отстаивать. Результатом этапа является способность отвечать за свой выбор и решения.
В этом возрасте сепарация достигает своей кульминации. Молодые люди начинают принимать важные жизненные решения такие, как выбор профессии, место жительства и отношения. Отношения с родителями становятся более равноправными и зрелыми.
Со стороны родителей происходит также трансформация восприятия: они начинают воспринимать своих детей как самостоятельных личностей, выстраивают с ними равноправное взаимодействие. Результатом этапа становится способность нести ответственность за свою жизнь.
Задача каждого этапа сепарации - постепенная передача самостоятельности и ответственности по мере взросления ребенка. В жизни встречается ситуация, когда за ребенка почти все делают родители: принимают решения, готовят-убирают-моют, оберегают и обеспечивают комфорт, даже не требуя от него какого-либо участия в домашних обязанностях. А в 18 лет – начинают требовать самостоятельности и ответственности за себя. Что порождает серьезную конфликтную ситуацию в семье. Изучив перечисленные этапы отделения ребенка от родителей, у вас есть возможность заранее понять важность своевременной передачи ребенку не только все большей свободы, но и новых обязанностей! Но как это делать?
Что нужно делать родителям, чтобы ребенок прошел безболезненно и продуктивно все этапы сепарации? Данные рекомендациимогут быть полезны родителям:
Поощряйте самостоятельность: позволяйте ребенку принимать решения в повседневной жизни, начиная с простых задач - выбор одежды или еды. Не нужно искусственно создавать разнообразие в воспитательных целях:) Чтобы ребенок мог выбрать на ужин мясо или рыбу. Детей следует учить принимать существующие обстоятельства, исходить из возможностей семьи, уметь радоваться тому, что есть.
Позволяйте ребенку сталкиваться с последствиями своих решений, чтобы он мог учиться на своем опыте. В любом возрасте с детьми следует обсуждать выбор и его последствия, но можно всегда говорить: «Итоговое решение – остается за тобой». Если в итоге все понимают, что это была ошибка, то можно обсудить в доброжелательной манере причины произошедшего и что можно было бы сделать иначе. Только остерегайтесь слов: «Я же тебе говорил! А ты меня не послушал!» Так вы рискуете потерять доверие ребенка, и он перестанет с вами делиться и обсуждать свои проблемы.
Важно поддерживать диалог с детьми, спрашивать их точку зрения по поводу различных жизненных ситуаций. Также спрашивать,что ты думаешь, чувствуешь? Это поможет ребенку осознать себя отдельной личностью, мнение которой учитывается. Подключайте ребенка к общим делам, например, по дому.
Определите правила: установите четкие правила, которые помогут ребенку понять, что допустимо, а что нет. Объясняйте, почему существуют определенные границы и как они помогают в жизни. По возможности, организуйте личное пространство ребенка. И без разрешения не стоит трогать его вещи, книги, читать личный дневник.
Поддерживайте дружеские отношения вашего ребенка с ровесниками. Это поможет ему научиться взаимодействовать вне семьи. Пусть принимает участие в групповых активностях. Записывайте его в детские клубы, творческие студии и спортивные секции, где сможет не только развиваться, но и завести друзей.
Демонстрируйте модель поведения: показывайте здоровые способы сепарации и независимости на собственном примере. Обсуждайте темы свободы, ответственности через поведение героев книг и кино. Вопросы личных границ, самостоятельности и принятия решений просто необходимо обсуждать с ребенком, делиться своим жизненным опытом и наблюдениями.
Повторимся, но процесс отделения ребенка от взрослых (прежде всего, мамы) должен быть в норме постепенным. Если вы живете вместе, то спешить не нужно. Бывают дети, которые могут и хотят быть независимость. Кому-то требуется больше времени. Позвольте ребенку проходить через этапы формирования психологической автономности в своем темпе. Не торопите его, если он еще не готов.
Поддерживайте непростые моменты в жизни ребенка: переход в новую школу, потерю близкого человека, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Результатом станет формирование психологических опор молодого человека.
Сепарация - это естественный процесс, который требует терпения и понимания со стороны родителей. Здоровая сепарация способствует формированию уверенной, сильной и независимой личности.
Сообщения не найдены
Написать отзыв