Кризис подросткового возраста

Май 4, 2022
Кризис подросткового возраста

Кризис у подростков начинает и заканчивает один из сложнейших периодов в жизни человека – промежуток между младенчеством и зрелостью. Не нужно пугаться этого словосочетания. Термин «кризис» произошел с греческого языка и переводится как «решение, переломный момент, результат». Возрастной кризис – это не сбой и не заболевание, а как раз переломный момент в становлении индивида. Связывают его с переходом от одной фазы жизни к другой. Он является завершением одного периода и помогает приспособиться к следующему.

Возрастной кризис

Известный психолог советских времен Л.С.Выготский твердил о том, что человек развивается неравномерно. Безмятежные и продолжительные неизменные фазы приходят на смену более кратковременным и беспокойным кризисным периодам. Выготский считал, что «кризис – это время качественных положительных изменений, в результате которых индивид становится на новый, более высокий этап развития». Другими словами, это нормальный и нужный процесс.

Кризисный период отличается от постоянного следующим:

  • В поступках ребенка наблюдаются неожиданные перемены. Например, вчера он был ласковым и добрым, а сегодня родители его не узнают.
  • Начало и окончание этого периода имеют нечеткие рамки. Нельзя с точностью утверждать, что кризис у подростков начнется в 11-12 лет, а закончится в 15.
  • Наблюдаются непрекращающиеся конфликтные ситуации с родителями и окружающими, пререкания и невосприятие уговоров.
  • Шаг назад в развитии: «на первом плане у ребенка – процесс исчезновения и свертывания, уничтожения того, что образовалось на предыдущем этапе» (Л.С.Выготский).

У детей выделяют такие кризисы:

  • Новорожденность. Это наиболее насыщенный и бесспорный кризис в развитии малыша. Он заключается в переходе от одних условий к другим, из бессознательной среды в окружающий мир.
  • 1 год. Объясняется переходом младенца от горизонтального положения в вертикальное. Он начинает становиться на ножки, отделяться от рук родителей, у него появляется сознательная речь.
  • 3 года. Второе его название – «Я сам». В этом возрасте малыш начинает делить себя и маму на две отдельные личности. Возникает слово «Я». Ребенок исследует окружающий мир, учится обращаться с вещами по их назначению.
  • 7 лет. Определяется переходом от дошкольного возраста к школьному. На замену игре приходит обучение. Меняется и склад ума.
  • 11-13 лет. Истинно подростковый (пубертатный – половое созревание) кризис. От других кризисов отличается более длительной продолжительностью. На этом этапе дети меняются не только в физиологическом плане. У них модифицируется склад ума, поступки, речь.
  • 15-17 лет – кризис юного возраста. На данном этапе подросткам предстоит определиться с выбором профессии. Обычно данный кризис является следствием предыдущего.

Практически каждый возрастной кризис имеет схожие признаки. Более трудно протекает кризис трех лет и подростковый.


Возрастной кризис

К характерным чертам кризисов относятся:

  • противодействие;
  • настойчивость;
  • дерзость;
  • неповиновение;
  • произвол;
  • непокорство;
  • обесценивание;
  • самовластие.


Этапы взросления ребенка

Особенности кризиса у подростков

Детский возраст – время нелегкое. На него приходится 6 кризисов. Наиболее сложный из них – подростковый. Он является самым длительным. Фактически это 2 кризисных периода, которые следуют друг за другом, обычно без устойчивого интервала между собой.

Как и у иных, у кризиса подростков отсутствуют точные границы. У некоторых детей он может начаться в 9-10 лет, у некоторых может проявиться в 13-14 лет. У девочек кризис наступает раньше, проходит гораздо спокойнее. Мальчики начинают созревать позже, но более мятежно.

Л.С.Выготский выделил три этапа кризиса у подростков:

  • Негативная. Второе ее название – предкризисная. Первичные ее симптомы могут начаться в 9-10 лет. Давняя система идеалов рушится, стандарты ломаются. У детей наступают проблемы во взаимоотношениях с мамой и папой. Становятся заметными первичные признаки полового созревания.
  • Непосредственно сам кризисный период – 13-15 лет. Этот этап проявляется по-разному: от ярого раздражения от любой сферы жизни до плавного перехода к освоению новых знаний. У ребенка появляются новые увлечения, способности, способы мышления. Ребенок любой ценой начинает отстаивать собственную уникальность, потихоньку отдаляться от родителей.
  • Положительный (посткризисный). Начинается у всех по-разному. Часто им завершается подростковый кризис. Это довольно благоприятное время для формирования житейских ценностей и определения участи. Половое созревание на этом этапе практически завершено.
  • У кризиса подростков с психологической точки зрения имеется несколько направленностей:
  • Подвластность взрослым. Ребенок не желает становиться взрослее, быть ответственным за что-либо. В развитии наблюдается шаг назад – возврат к младенческим способам поведения.
  • Самостоятельность. Подросток отрицает авторитет взрослых, проявляет непокорность, противодействие, стойкость.


Кризис у подростков

Важно! Необходимо помнить, что в поведении подростков наблюдаются обе направленности. Повзрослевший ребенок будет с упорством доказывать свою правоту, то, что он и так хорошо себя чувствует, поэтому не нужно его тревожить. Оказывается, в этот период ему больше всего будет хотеться, чтобы к нему подошли и прижали к себе, защитили, как это происходило в детские годы.

Особенности кризиса у подростков с точки зрения медицины

Период полового созревания – это время, когда ребенок растет, а его организм активно развивается. Этот процесс происходит скачками, прерывисто и очень интенсивно. Происходит усиленный рост и изменение тела. Детское тело систематически приобретает признаки половой принадлежности. Интенсивно работают эндокринные железы. Торс совершенствуется, скелет окостеневает. Развитие сердечно-сосудистой системы также осуществляется неравномерно. Система нервных окончаний не в состоянии подстраиваться под данные изменения, поэтому часто тормозит или возбуждается.


Психологический кризис у подростков

Подобные изменения организма провоцируют мимолетные сбои:

  • скачки давления;
  • тахикардию (более частое биение сердца);
  • головокружения;
  • беспамятство;
  • повышенную эмоциональность.

Такие проявления прямо влияют на состояние здоровья и поведение ребенка. Он становится вспыльчивым, нервным, сон нарушается. Подросток быстро устает, его внимательность на уроках снижена, он начинает не успевать усваивать материал.

Причины кризиса у подростков

Выделяют следующие причины подросткового кризиса:

  • Быстрое физическое и интеллектуальное развитие становятся причиной появления новых нужд. По причине ненадлежащей социальной зрелости эти потребности не удовлетворяются в полном объеме. То есть, подросток чувствует себя независимым, но не способен жить по-взрослому.
  • На первом плане теперь общение с одногодками, а не учеба. В результате успеваемость в школе ухудшается, мнение взрослых для него уже не важно.
  • Развитие познавательных функций приводит к новым знаниям. Фигуральное мышление меняется на абстрактное. Функционирует оно с учетом собственного опыта. Ребенок пользуется собственными знаниями, памятью, дедукцией, мнением. Это приводит к осмыслению своего своеобразия. Подросток размышляет о своем назначении, от этих мыслей у него появляется страх. Происходит формирование взглядов на жизнь.
  • У ребенка постоянно присутствует чувство внутреннего расхождения между желаниями и возможностями. Он в состоянии истинно и скептически оценивать собственные умения. Если подросток не получит того, что захочет, он будет переживать как ребенок.

Нередкая причина подросткового кризиса – выяснение отношений с родителями. Большинство взрослых не знает или просто не понимает того, что поведение их ребенка в это время естественно. Оно обуславливается указанными выше причинами. Однако, мамы с папами не перестают использовать старые подходы к подрастающему ребенку.

Признаки подросткового кризиса

Симптомы кризиса подростков делят на 3 группы – психологические, социальные и биологические. У детей наблюдаются такие поведенческие и познавательные изменения:

  • противодействие – отказ быть зависимым и послушным;
  • утрата интереса к давним хобби;
  • снижение активности мыслительных функций и как результат – низкая успеваемость;
  • чувство собственной бесполезности в жизни;
  • ощущение себя горемыкой;
  • боязнь перед жизнью в будущем;
  • желание любым путем обосновать свою неповторимость, в том числе и социопатическим поведением.

К социальным признакам подросткового кризиса относятся:

  • желание быть самостоятельным, не зависящим от родителей – выделение;
  • игнорирование авторитета взрослых;
  • выход на передний план контакта со сверстниками, а не с родителями;
  • желание группироваться: у младшего подросткового возраста в однополые группы, у старшего – в разнополые;
  • заниженная или завышенная самооценка – в зависимости от общения с одногодками;
  • неуверенность в собственных силах и в окружающей среде.

Биологические признаки следующие:

  • половое созревание, появление вторичных половых признаков;
  • активный рост, изменение тела;
  • сильное потоотделение и появление от него запаха;
  • перелом голоса у мальчиков;
  • мгновенные перепады настроения, которые сопровождаются бессилием;
  • высыпания на коже.


Внешние признаки тинейджера

Перечисленные проявления подросткового кризиса встречаются в течение всего этапа взросления. Этот тяжелый период сопровождается не одними лишь изменениями в психологическом плане. В это время быстро меняется вся жизнь ребенка. По этой причине важно заниматься своим ребенком, чтобы вовремя заметить, когда кризис перейдет в более болезненный этап.

Осложнения от кризиса подросткового возраста

Не исключены случаи, когда подросток не справляется с изменениями, происходящими в организме. Причина может быть в неполном понимании со стороны родителей, педагогов или друзей. Еще одной причиной может быть чрезмерная нагрузка. Конечно, кризис подросткового возраста – этап непростой. Можно утверждать, что это испытание. Если не уделять время на отдых, в нервной системе произойдет сбои. Какие же нарушения могут случиться:

  • наушения в поведении – приступы истерии, отдаление, сбегания из дома, курение, распитие алкоголя или употребление наркотиков, кражи, отсутствие интереса к общению с одногодками, суициды и другие формы ненормального поведения;
  • психические расстройства – неврастения, нервный тик, запинание, различные фобии, чрезмерная выраженность некоторых черт характера, психопатия, развитие навязчивых мыслей, депрессия и пр.


Осложнения от кризиса подросткового возраста

Одна из самых сложных проблем, из-за которой кризис подростка становится нелегким – суицидальное поведение. Редко, когда подросток сам себе желает смерти. Попытка самоубийства – это сигнал о помощи, желание быть замеченным. Это сигнал о том, что ребенок находится в критической ситуации, и самостоятельно уже не справляется с проблемами. Если игнорировать это, может случиться трагедия.

Обратите внимание! Если родители не могут самостоятельно помочь ребенку, но заметили хоть одно из вышеописанных расстройств, не нужно пытаться справиться с ними собственными силами. Обвинять кого-либо в этом не нужно, необходимо сразу обратиться к профессионалу. В первую очередь, к психологу. Можно также посетить невропатолога, психотерапевта, психиатра.

Как помочь подростку в это нелегкое для него время? Как не столкнуться с осложнениями и при этом сохранить дружеские отношения с ребенком? И удастся ли их сохранить, когда ваш, казалось бы, еще малыш стал неконтролируемым? Ответ очевиден – да, удастся.

Рекомендации родителям подростков

Чтобы точно знать, как проходит переходный возраст, родители должны изучить теоретическую литературу. Психология уже давно изучает проблему переходного возраста. Поэтому в настоящее время проблем с литературой не будет. Из учебников можно узнать о том, что думают по этому поводу лучшие мировые психологи; получить от них советы по общению с детьми и их воспитанию. Прочие рекомендации родителям:

  • Изменения, происходящие с подростком и с его поведением, считать нормой. Да, он оказывает бунт и не повинуется. Да, он ничего не хочет и ни к чему не проявляет интерес. На самом деле, это только так кажется со стороны. За явным хладнокровием скрывается уязвимая и обидчивая личность.
  • Поддерживать независимость. Не злоупотреблять опекой. В отношениях с подростками приемы, которые использовались ранее, сейчас уже не будут действовать. В это время меняется не только ребенок, но и перестраивается система всех членов семьи.
  • Психологическое отделение ребенка от семьи необходимо для формирования личности парня или девушки. Отделение от членов семьи, отказ от их влияния часто бывает резким. Если взрослые будут реагировать правильно, это быстро завершится, а отношения наладятся.
  • Необходимо научиться слушать, не стараясь направлять ребенка и задавать вопросы. Часто подростки нуждаются в том, чтобы их просто выслушали, а не давали советы. Родители обязаны этому научиться. Тогда все будут в курсе того, что происходит в жизни подростка.
  • Важно проявлять внимание к поведению и настроениям сына (дочери), чтобы не допустить начала нарушений. Не нужно бояться просить помощи психолога. Нужно быть на стороне подростка, быть ему другом, поддерживать его взгляды.
  • Родители должны верить в то, что кризис переходного возраста – явление временное. Продлится он несколько лет, но обязательно закончится. От родителей многое зависит, а именно то, каким его ребенок будет по окончании кризиса.

Часто причиной подросткового кризиса являются именно отношения с родителями. Большинство мам и пап не готовы резко перестроиться, как это случается с ребенком 12-15 лет. Особенно это касается тех мам, которые не трудоустроены и все свободное время посвящают воспитанию ребенка. Они понимают, что ребенок взрослеет, контроль над ним теряется, и мама ему уже не нужна.

Не менее важная рекомендация родителям подростка: больше внимания уделять себе, состоянию своего здоровья, любимому занятию. Центр внимания переместить с ребенка на себя – так количество претензий к нему уменьшится. Важно помнить, что подростковый возраст связан с появлением надобности быть свободным.


Помощь подросткам от родителей

Те родители, которые уверены в том, что существует единая формула описания кризиса у подростков, ошибаются. Такая формула отсутствует. Как и во всем мире не найдется нескольких людей, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Каждая личность уникальна, независимо от возраста. Так же и кризис течет своим путем.

На течение кризиса у подростков влияют такие факторы:

  • физическое и умственное развитие;
  • умение находить общий язык в коллективах таких же людей;
  • взаимоотношения с родителями.

Кризис подросткового возраста – это время быстрого роста и развития ребенка. Это этап перехода от детства ко взрослой жизни, которая сопровождается отлучением от семьи и получением новых обязанностей, знаний и возможностей. Когда этот период завершится, перед родителями предстанет сформировавшийся взрослый человек.

Важно помнить то, что каким бы взрослым не ощущал себя подросток, в душе он остается ребенком – нежным, ранимым и обидчивым. Ему необходимо понимание, поддержка и любовь, ежедневные объятия. В большинстве случаев именно от родителей зависит то, каким вырастет их ребенок. Необходимо набраться терпения, и в качестве награды будут доверительные, теплые отношения с ребенком в будущем.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв