Современные техники обучения кардинально изменились. В прежние времена детям старались дать как можно больше знаний. Сейчас, когда развились компьютерные технологии, для ребенка главное – не знать материал, а иметь опыт его нахождения в интернете. Информация своего рода – предмет работы, но каждый случай конкретен, методики разные, и функциональной нет. Как быть в этом случае? Как обучить ребенка основным тактикам, которым он найдет применение в любой ситуации? Ответ на эти вопросы один – развивать системное мышление. Если имеются готовые установки – это хорошо. Но при их недостаточном количестве ребенку нужны новые знания. В этом случае ему пригодится умение поиска и анализа информации.
Для развития умения систематизации не нужно перегружать ребенка знаниями. Информация должна подаваться постепенно, упрощенно, причинно-следственные связи должны отчетливо выражаться. Это не значит, что одного скудного сведения будет достаточно. Интерес появится тогда, когда между несколькими фактами будет прослеживаться связь, стремление изучить недостающий материал. Правильно находить информацию, использовать ее в нужном направлении ребенок будет в том случае, если он будет видеть связь.
Приводя пример, родители должны делать акцент на ключевых моментах, которые его образуют. Если ребенка пригласили на день рождения, он думает лишь о празднике, предстоящем веселье, торте со свечами. Связь между весело проведенном временем и конкретном человеке установится мгновенно, но потеряется главное – понимание ребенком того, что этот день связан с определенным числом. Сходить на день рождения и вручить подарок удается не всегда, а вот поздравить человека в этот день нужно обязательно. Иными словами, в голове должна сформироваться связь человек-дата появления на свет, а не человек-торжество. Если этого не произойдет, образуется ненужная связь, а необходимая потеряется.
Информация должна преподноситься не отдельными частями, а имеющими связи. Взять, скажем, хвост. Не нужно показывать его как отдельную часть тела. Нужно привести пример зверей или птиц, у которых он есть, назвать их. Ребенку станет ясно, что хвост – это одна из частей тела животного, которая отличается размером, окрасом и внешним видом. Он понимает последовательность информации и способен сравнивать хвосты разных зверей, характеризовать их.
Если на иллюстрации будет изображен просто хвост, ребенок не воспримет информацию надлежащим образом. При последовательном подходе образуются связи, сопоставление части и целого. Если такая тактика не будет применяться, информация станет бессмысленной. Яркий пример – аналогия Солнца и Луны. Если рассказывать об этих небесных телах по отдельности, в памяти останется лишь то, что они оба круглой формы, светят. Во время рассказа необходимо установить причинно-следственную связь, объяснив, почему Солнце светит днем, а Луна – по ночам, какие участки мира освящаются, а какие – нет. И как на это влияет вращение Земли.
Одним из простых и результативных способов формирования системного мышления выступает работа с объектами, которые уже знакомы малышу. Нужно объяснить ему, что улица Лесная – одна из частей города, в котором он проживает, а город – часть страны под названием Россия, его Родина. Является ли ребенок жителем Москвы, если улица с таким названием находится в этом городе? Проживает ли она на улице Лесной? При этом показать ему указатель на доме. Какие связи сформируются у ребенка? Можно ли утверждать, что он живет в России, если Москва – город этой страны, а Лесная – ее улица? Такой легкий пример образует систему – показывает, что один элемент входит в другой, но они не едины. Если обращать внимание на мелочи, можно привести немало таких примеров из повседневной жизни. Родители должны быть более находчивы: для развития у ребенка системного мышления нужно использовать материалы, которые находятся под рукой.
Как же это работает, и когда заметны первые результаты? Примитивный пример - таблица умножения, которую первоклассники начинают учить к концу учебного года. Заучить немалое количество цифр под силу каждому, а вот проследить логику, последовательность цифр, ощутить прелесть математических действий удастся лишь в том случае, если у школьника развито системное мышление. Такому ребенку будет проще учить таблицу умножения, а родители быстрее заметят результат – получение хороших оценок, высокая успеваемость. Дети, у которых развито системное мышление, не употребляют слово «много», а используют в речи «декальон», обозначающее наибольшее число.
Если вводить в лексикон ребенка новый термин, необходимо знать, как правильно это делать. Советы родителям:
Какие результаты должен показать системно мыслящий ребенок, и чего ожидать маме с папой? Как понять, что малыш освоил процессы мышления, которым его обучали родители? Это удалось достичь, если ребенок умеет:
Для занятий с ребенком необходимо использовать любой материал и все то, что пригодится во время обучения. При общении с малышом, при его воспитании родители редко обращают внимание на педагогические методы. Когда малыш приносит домой цветок и дарит его маме, нужно обязательно его похвалить и сделать акцент на другие детали: похож ли этот цветок на что-то, каковы места его произрастания, есть ли еще растения в саду (лесу, сквере), чем они отличаются и чем похожи между собой. Ребенку будет интересно пообщаться и ответить на все вопросы. Остановить его потом будет сложно.
Когда разговор про общее понятие о цветке закончится, можно предложить малышу найти связь этого растения с животными, человеком, спросить о его пользе. К примеру, кто употребляет в пищу принесенный ребенком цветок, используется ли он в народной медицине в качестве целебного. Если малыш принес одуванчик, спросить, почему со временем он становится белым, что произойдет, если на него подуть, почему он улетел? Из большого количества вопросов ребенок узнает много нового, сделает для себя выводы. Информация, которую он узнает в процессе разговора, пригодится ему в будущем.
Одним из действенных методов обучения и развития системного мышления является ТРИЗ, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Существуют специальные задачи, оказывающие помощь родителям в развитии системного мышления у малышей. Можно попросить воспитателя детского сада или учителя подготовительной группы в школе подобрать такие задания – педагог никогда не откажет. Для решения задач используются рисунки и прочее. Ребенку необходимо давать время, чтобы он самостоятельно нашел решение, а не подсказывать и уж тем более решать за него. Самостоятельно справившись с заданием, малыш запомнит его. Даже если кроха делает небольшие успехи, всегда нужно хвалить его – это мотивирует его, придает сил. Важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься – не нужно сажать его за книжки против воли. Это только усугубит ситуацию. Обучение должно проходить на положительной ноте.
Сообщения не найдены
Написать отзыв