Развитие ребенка в 2 года для мальчика и девочки

Июнь 1, 2022
Что должен уметь ребенок в 2 года

Как развивается ребенок в 2-3 года, и на что родителям обратить внимание.

Тело малыша – новые стадии развития

В двухлетнем возрасте ребенок взрослеет: меньше спит, концентрируется на чем-то одном, увеличивается количество эмоций. Происходит следующее:

  • Налаживается работа сердечной системы и сосудов, сердце начинает биться медленее (около 115-120 ударов за минуту), понижается давление. В сравнении с первым годом жизни кровь начинает лучше снабжать мозг, благодаря вертикальному положению тела. А это выступает мощным толчком к развитию когнитивных способностей.
  • Кишечник функционирует эффективней, размеры желудка увеличиваются. К двухлетнему возрасту у малыша вылазит около 20 зубов.
  • Костная система крепнет, движения становятся более согласованными, точными, уверенными. Несмотря на это, ребенка часто одолевает усталость, поэтому важно менять виды деятельности. Но если движения вовсе не будет, устанет он от этого не меньше.
  • Совершенствуется кора головного мозга, развивается память, нервная система становится более выносливой. Малыш может подолгу не спать и дольше концентрироваться на одном занятии. Например, в двухлетнем возрасте его хватало на 15-20 минут, а в 3 года он выдерживает до получаса. Ребенок учится учится управлять своими желаниями и импульсами.
  • Увеличивается и объем мочевого пузыря – к окончанию трехлетнего возраста примерно в 4 раза. Малыш начинает реже посещать туалет. В 2 года практически все дети уже ходят на горшок. Но при стрессовой ситуации возможны сбои. В 3 года малыши самостоятельно способны реагировать на позывы в туалет.


Ребенок в 2 года

Рост и вес ребенка

После достижения двух лет дети растут медленней, чем до этого возраста. За третий год жизни в росте малыш прибавляет 8-10 см, а в весе – до трех килограмм. В этом возрасте конечности растут быстрее, чем голова. Но при всем этом мозг увеличивается в объеме.

Как понять, соответствует ли малыш установленным параметрам? Для этого существует формула – масса тела в кг равна: возраст умножается на 2 и к полученному произведению прибавляется 8. Для роста (см) формула следующая: возраст умножается на 6 и к произведению прибавляется 77. Полученные цифры дают понять, соотносятся ли показатели роста и веса.

Чтобы установить, гармонично ли развивается малыш, его вес рассматривают в соответствии с ростом, а не с возрастом. Норма – значение веса в границах 6-7%, недобор или перебор веса – отклонение цифры от среднего показателя на 7-14%, легкий недобор или перебор – 12-14%, необходимость корректировки питания – 20-25%. Нормой роста считается значение в пределах 3% от установленного показателя. Если отклонение больше, чем на 10%, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Обратите внимание! Более точно узнать о норме или отклонениях от нее можно по специальным центильным таблицам, разработанных ВОЗ.

Таблица роста для мальчика и девочки 2-3 лет

Год+месяц Мальчик Девочка Месяц
Вес (кг) Рост (см) Вес (кг) Рост (см)
2 года ровно 12.67 87.3 12.05 85.8 24
2 года, 1 месяц 12.83 88.1 12.22 86.7 25
2 года, 2 месяца 12.95 88.9 12.38 87.5 26
2 года, 3 месяца 13.08 89.7 12.52 88.4 27
2 года, 4 месяца 13.22 90.3 12.68 89.2 28
2 года, 5 месяцев 13.35 91.1 12.82 90 29
2 года, 6 месяцев 13.48 91.8 12.98 90.7 30
2 года, 7 месяцев 13.62 92.6 13.11 91.4 31
2 года, 8 месяцев 13.77 93.2 13.26 92.1 32
2 года, 9 месяцев 13.9 93.8 13.4 92.9 33
2 года, 10 месяцев 14.03 94.4 13.57 93.6 34
2 года, 11 месяцев 14.18 95 13.71 94.2 35
3 года ровно 14.3 95.7 13.85 94.8 36
3 года 6 месяцев 15.2 98.8 14.8 97.4 42
4 года 16.3 102.4 15.9 100.7 48

Дети растут неодинаково. Это касается не только сравнения с одногодками, но и с самим собой: часто ребенок «скачет» в росте. Обычно это случается в четырехлетнем возрасте и у подростков. Это обычное явление. Давно известно, что девочки в росте идут на год-два быстрее, чем мальчики.

Что влияет на рост и вес детей?

На параметры роста и веса детей влияет несколько параметров. К ним относятся:

  • Наследственный фактор: на телосложение, рост и вес влияют гены, которые передаются малышу от мамы и папы. Замечено, что мальчики наследуют своих предшественников по мужской линии, а девочки – по женской.
  • Развитие внутри утробы матери. Для хорошего здоровья ребенка важны отсутствие повреждений и потрясений, отсутствие заболеваний и патологий во время вынашивания малыша, сбалансированное питание беременной женщины.
  • Природные факторы, такие как экологическая обстановка, климатические условия. Входит сюда и диета матери в течение всей беременности. От правильного питания ребенок должен получать все витамины, минералы. Особую роль играет кальций и витамин К2. Они содержатся в творожках «Агуша». Эти витамины благотворно влияют на усвоение других веществ, к примеру, которые отвечают за костную систему. Чтобы малыш полноценно развивался, важно также заниматься подвижными играми на свежем воздухе.
  • Индивидуальные особенности здоровья. Это касается, в первую очередь, гормонального баланса. Известно, что гормон роста выделяется в ночное время, поэтому важно соблюдение режима дня, своевременный отход ко сну. Если родители заметят, что их сын или дочь маленького роста или имеют чрезмерный вес, потребуется консультация эндокринолога. Когда специалист назначит правильный диагноз, а причины нарушений устранятся, рост и вес со временем нормализуются.

Родители способны самостоятельно установить примерный рост и вес ребенка по следующей формуле: сложить рост папы и мамы, разделить на 2 и отнять от суммы 6,5 см – это для девочек. Для мальчиков формула такая: сложить рост папы и мамы, поделить на 2 и прибавить к сумме 6,5 см.

Слуховые и зрительные способности ребенка

Начиная с двухлетнего возраста, у детей появляется способность распознавания по звуку невидимых ему объектов. Ближе к трехлетнему возрасту ребенок осознанно воспринимает все звуки родного языка. Исключение – различие их по высоте. В этом возрасте важна тренировка слуха: ребенку необходимо давать прослушивать музыку, отыскивать сходства звуков в природе и в городе, озвучивать «низкие» и «высокие» голоса мультяшных персонажей.

Зрение малыша становится схожим со взрослым примерно к трем-четырем годам, цветовое зрение формируется к 4-5 годам. В отличие от слуховых способностей, рост и развитие глаз не заканчивается к двум-трем годам, а длится все детство и юность. До того времени, как ребенок достигнет школьного возраста (7 лет), ему могут диагностировать дальнозоркость. Если она будет слабой степени, это считается естественной возрастной особенностью в пределах нормы. По традиции, это явление проходит до момента достижения 10 лет.


2-х летний ребенок прислушивается

Часты случаи, когда дальнозоркость скрывается за нормальным зрением. Ее в силу своих возможностей регулирует мышечная работа глазного аппарата. Поскольку на глаза каждый день приходится повышенная нагрузка с целью компенсирования нечеткости фокусировки малыш быстро утомляется, раздражается, его мучает головная боль, он плохо себя чувствует. Дальнозоркость удастся выявить лишь специальным обследованием, поэтому посещать окулиста необходимо минимум 1 раз в год.

Обследования, требуемые в возрасте 2-3 года

После регулярных осмотров педиатра в первые 2 года после рождения (до 1 года каждый месяц, далее – раз в 3 месяца) на третий год жизни ребенка необходимо показывать врачу раз в 6 месяцев, а начиная с четырех лет – 1 раз в год.

На каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес малыша, обхват головы и оценивает соответствует ли нервно-психическое развитие ребенка нормам по возрасту. Если необходимо, врач назначит консультацию профильных специалистов. В общепринятое обследование в 2 года входит посещение следующих врачей – педиатра, стоматолога, сдача анализов крови и мочи, кала на яйцеглист. В 3 года, когда малыша оформляют в детский сад, обходят следующих специалистов – педиатра, невролога, хирурга, стоматолога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра, гинеколога (для мальчиков – уролога), сдаются общие анализы мочи и крови, анализ кала на яйцеглист, исследуется уровень сахара в крови.


Прививка маленького ребенка

К двухлетнему возрасту у ребенка обычно уже есть все прививки. Кроме Манту, которую делают каждый год. В 2-3 года иммунитет крохи будет тренироваться из-за новых ситуаций: климат, природа, санитарные условия. Серьезнейшее испытание ожидает малыша в будущем – после достижения трех лет, когда он будет посещать детский сад или детскую студию развития.

Физическое развитие: крупная и мелкая моторика

У ребенка двух-трех лет закрепляются двигательные навыки, которые «открывались» ему с того момента, как он начал ходить. В этом возрасте он совершенствует навыки управления телом, руками и ногами, развивает гибкость, скорость и четкость совершаемых движений.

Навыки крупной моторики

У ребенка хорошо оттачены навыки ходьбы, он умеет бегать, прыгать на двух ногах, приседать и сидеть на корточках, кувыркаться, подниматься и ходить на цыпочках, перешагивать через преграды и проползать под ними, уверенно спрыгивать с небольших высот, лазать на шведской стенке, недолго балансировать и прыгать на одной ноге, ходить по наклонным поверхностям, стоя поднимать предметы, подниматься по лестнице, удерживая равновесие. В двухлетнем возрасте малыш сам преодолевает спуски по лестнице и подъемы по ней, а уже к трем годам он умеет танцевать, повторять движения и чувствовать ритм, не держась за перила.


Навыки крупной моторики у 2-х летних

Также кроха умеет ловить мяч двумя руками, попадать в цель (в кольцо и в корзину), перебрасывать его через преграды, бить ногами по мячу, удерживая равновесие. Малыш пытается освоить трехколесный велосипед, самокат, пытается научиться плавать, кататься на коньках и лыжах. Также в этом возрасте он умеет выполнять одновременно несколько действий: петь, хлопать в ладоши, кружиться и пританцовывать.

Навыки мелкой моторики

Ребенок уже хорошо умеет обращаться с маленькими и тоненькими предметами, например, удерживать карандаши, ручки и фломастеры с помощью пяти или четырех пальцев, к трем годам – с помощью трех. Он умеет рисовать ими линии, проводить прямые линии, копировать круг, лепить из пластилина, нанизывать бусинки на ниточку, листать книгу по одной странице, хорошо управлять указательным пальцем обеих рук, пытается освоить ножницы.

Кроха уже умеет собирать пирамидку из восьми колечек с соблюдением размерности, строить башню из восьми кубиков, создавать из них конструкции, соблюдая сюжетность (домик, мост, паровозик). Малыш умеет расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, липучки на одежде, учится шнуровать обувь, менять куклам одежду, осваивать телефон и клавиатуру компьютера, с легкостью пользуется ложкой, вилкой, зубной щеткой и расческой.

Развитие способностей к познанию

У малышей двух-трех лет уже улучшена способность концентрации внимания. В этом возрасте дети:

  • называют цвета, формы и величины, группируют и различают предметы по их признакам;
  • формируют простейшие представления о числах (одно-два, много-мало);
  • запонимают положение предмета в пространстве (близко-далеко);
  • узнают на ощупь и называют знакомые им геометрические фигуры, определяют предмет по очертанию;
  • воплощают на рисунке собственные фантазии и рассказывают, что они изобразили, дополняют рисунки взрослых – то, что они не нарисовали;
  • понимают причины и результаты обычных жизненных событий, проводят аналогии («вчера я гулял на улице после дождя и намочил ноги, если сегодня лужи еще не высохли, я снова промокну »);
  • тренируют память и логическое мышление – в схожих ситуациях уже умеет рассмотреть систему и приспособить к ней свои действия;
  • демонстрируют прицельность – теперь их интересует не действия с предметами, а результат.

Игрушки в этом возрасте заменяются реальными предметами, в играх имитирует увиденное и все, что взял из внешнего мира. 3 года – это возраст «почемучки». Малыш задает родителям множество вопросов – так он развивает свои познавательные способности.

Развитие речи в 2-3 года

Словарный запас двухлетних детей увеличивается до 200-400 слов. Они уже начинают строить предложения, фразы, состоящие из нескольких простых слов. Большую часть слов, которые кроха употребляет, составляют существительные, которые обозначают предметы и близких людей. В лексиконе появляются местоимения «ты», «он», прилагательные, например, «хороший». У малыша много вопросов, которые касаются места действий: «где?», «куда?» и т.д. Кроха также имитирует крики животных и птиц, знакомые ему звуки. Дети понимают команды из нескольких связанных действий: «Возьми карандаши и нарисуй солнышко». Но с артикуляцией еще остаются проблемы – двухлетние малыши выговаривают не все звуки, путают слоги.

К трехлетнему возрасту словарный запас увеличивается до 1200-1300 слов, фразы состоят уже из 4-5 слов, но сложные слова еще сокращаются или заменяются более легкими. Если реальные логопедические проблемы отсутствуют, малыш умеет четко произносить почти все звуки, кроме [р], [л], свистящих и шипящих. Если имеются трудности с этими звуками, то посещать логопеда нужно не раньше 4-5 лет. Кроха понимает команды из 4-5 действий: «Зайди в свою команду, найди плюшевого медведя, принеси его в зал и посади возле себя».


Развитие речи у ребенка в 2-3 года

В трехлетнем возрасте у детей лучше развит слух, поэтому они часто пропускают собственные речевые ошибки, но замечают их у других детей. Родители должны учитывать эту особенность, использовать ее при общении с малышом, покольку часто дети копируют речь взрослых.

Ребенок уже знает, как его зовут, свою фамилию, как зовут папу и маму, близких родных и друзей. В речи используются почти все части речи, слова меняются по падежам и числам. Кроха умеет рассказывать сказки, истории из собственной жизни, копирует слова и фразы родителей, учит небольшие стишки и поет песни, по картинке может ответить на вопросы, составить по ней рассказ. Малыш способен закончить предложение, начатое взрослыми, задать вопрос и задуматься над услышанным, умеет ответить на вопросы «почему?», «когда?».

В возрасте трех лет ребенок без проблем использует речь в любой жизненной ситуации: задает вопросы, участвует в беседе, общается с друзьями, с незнакомцами. Любое свое действие он сопровождает речью. В этот период родителям потребуется много терпения – данный «поток» нельзя останавливать, поскольку у ребенка тренируется речевая функция и обогащается словарный запас.

Развитие навыков общения и эмоций

В 2-3 года малыш очень любознательный, ему все интересно, он чувствительный, ему свойственны переживания – он понимает состояние других, сочувствует им, проявляет заботу. С людьми приветлив, доброжелателен, открыт. Ко всем членам семьи ребенок относится неодинаково, привязан к родственникам и друзьям. Малышу хочется быть хорошим, он любит похвалу, испытывает удовольствие, когда его хвалят, расстраивается, когда его забывают похвалить, волнуется, когда ругают, долго обижается. Малыш умеет без истерики попросить о помощи, когда она ему требуется.

К предыдущим эмоциям (гнев, радость, раздражение, удовлетворенность) добавляются новые, кроха испытывает гордость за любое достижение и чувствует вину за проступок. В двухлетнем возрасте в игре присутствуют ролевые элементы, а в трехлетнем – сюжетные: умеет планировать действия («построю дом», «накормлю куклу»), подражает поступкам взрослых (ходит на работу, готовит кушать и пр.), имитирует социальные отношения (обращается с игрушками с лаской, строгостью).


Развитие навыков общения у ребенка в 2 года

Ребенок копирует поведенческие нормы и правила семьи и переносит их на общение с друзьями: если дома семья решает проблемы мирно, то в играх с детьми кроха будет достигать согласия, что поможет ему быстрее и проще адаптироваться к детскому коллективу и обществу.

По достижении трех лет ребенок умеет общаться с детьми без помощи взрослых: самостоятельно знакомится, предлагает другим детям во что-нибудь поиграть. При этом он знает, что нужно поделиться игрушкой, чтобы дети его приняли, что в случае враждебности получит сдачу. Ребенок учится вести себя правильно в сложной ситуации, в играх инициативен, планирует их, с радостью участвует, фантазирует, придумывает правила игры и меняет их. От игр, особенно подвижных, получает удовольствие. Также малыш демонстрирует познания о половой принадлежности.

К трехлетнему возрасту малыш является уже самодостаточной личностью: он знает, чего хочет, и как нужно этого добиваться. Он отвергает то, что предлагают ему взрослые, возмущается, плачет, ведет себя злобно. Нельзя запрещать ему то, что не несет опасности, нужно позволять ребенку воплощать замыслы без эмоциональных споров. А как еще по-другому сделать малыша самостоятельным?

Кроха учится самостоятельности

Если выпадет возможность, малыш пытается самостоятельно себя обслужить:

  • сам снимает и надевает одежду, кроме сложных предметов гардероба – колготы, перчатки, обувь на шнурках;
  • кушает и пьет за столом, пользуется салфеткой;
  • проводит гигиенические процедуры – умывается, моет и вытирает руки, чистить зубы, расчесывает волосы, ходить на горшок (часто без напоминаний взрослых), пользуется носовым платком;
  • поддерживает руки и одежду в чистоте;
  • поддерживает порядок в доме, помогает родителям – при входе в квартиру вытирает ноги, наводит порядки в доме и собственной комнате, собирает игрушки и ставит их на место, застилает постель, складывает одежду в шкаф, ухаживает за питомцами и комнатными растениями.

Распорядок дня детей 2-3 лет

Чтобы кроха нормально развивался, важно, чтобы родители поддерживали режим дня, позволяющие ему восстанавливать силы после физической или нервно-психической нагрузки. Это очень важно, поскольку организм продолжает усиленно развиваться и испытывает постоянное напряжение. Даже если малыш выглядит бодро и энергично, к вечеру (а иногда и днем) он испытывает перегрузку, поэтому важно контролировать уровень активности в течение дня. Как может выглядеть распорядок дня у двухлетних и трехлетних детей? Примерно так:

  • Сон. В этом возрасте он должен длиться 10-12 часов в день. Детям требуется однократный дневной сон длительностью 1,5-2 часа, хотя некоторые крохи отказываются спать. В этом случае можно устроить тихий час без сна – дать рассматривать картинки в книге, включить аудиосказку. Нужно дать нервной системе малыша разгрузиться – так хорошее настроение сохранится до конца дня.
  • Прием пищи. Кормление должно быть пятиразовым с перерывом 2-3 часа.
  • Бодрствование. Если ребенок спит в дневное время, то период бодрствования составляет 5-6 часов. Поскольку нервная система малыша еще не совершенна, на однообразном виде деятельности он способен концентрироваться в течение 20-30 минут. Он быстро утомляется или, наоборот, возбуждается. В течение дня необходимо с умом менять различные типы деятельности.
  • Прогулка. В период бодрствования должна входить прогулка на улице. Даже зимой необходимо гулять, но не дольше 1,5 часа – дети быстро переохлаждаются. Летом на свежем воздухе можно находиться в течение всего периода бодрствования, но если малыш будет находиться не на палящем солнце.
  • Купание. Кроме правил гигиены сюда входят и закаливание, укрепление организма. Вода успокаивает организм, поэтому для хорошего сна ночью необходимо искупать малыша вечером.

Ориентировочный распорядок дня малыша:

Время Распорядок дня
7:30 Подъем
8:00 Прием пищи
10:30 Прием пищи и прогулка
13:00 Прием пищи
13:30 Дневной сон
15:30 Подъем
16:00 Прием пищи
19:00 Прием пищи и прогулка
20:30 Ночной сон


Распорядок дня детей 2-3 лет

Кризис трехлетнего возраста – к чему нужно быть готовым

«Кризис трехлетнего возраста» - наименование условное, длится он год. Большинство малышей, начиная с 2,5 лет, демонстрируют независимость, настаивают на своем, доказывают собственную правоту. У некоторых детей это проявляется позже.

В этот период кроха не перестает удивлять: он становится упрямым, строптивым и непокорным, родителям во всем перечит, отказывается выполнять то, что скажут ему мама с папой. Такое противодействие не направлено конкретно против родителей – кроха борется с окружающим миром в целом, срывается на тех, кто станет у него на пути. Это показатель нормального развития и выступает признаком того, что психоэмоционально он развивается нормально.


Кризис трехлетнего возраста

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку преодолеть кризис?

Рекомендации родителям:

  • относиться к демонстрации независимости уважительно, понимающе;
  • предоставлять крохе свободу – пусть он делает то, что хочет и чему научился;
  • помогать ребенку в случаях, когда он лично об этом просит;
  • найти равновесие в несогласиях и отказах: малыш видит границы разрешенности, а определяют их именно родители.
  • не давать назойливые советы, если кроха сам знает, как преодолеть проблему;
  • указывать на ошибки дружелюбно – так, чтобы малыш сам их видел;
  • использовать положительную форму замечания (не использовать «не»).

Важно помнить, что кризис независимости – это демонстрация обычного стремления отделиться от мамы с папой. Для этого возраста это привычное явление. Это необходимо для того, чтобы кроха психологически созревал, как независимая личность. Если родители будут делать все правильно, малыш научится верно высказывать свои пожелания и настаивать на них культурными способами.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв