Как развивается ребенок в 2-3 года, и на что родителям обратить внимание.
В двухлетнем возрасте ребенок взрослеет: меньше спит, концентрируется на чем-то одном, увеличивается количество эмоций. Происходит следующее:
После достижения двух лет дети растут медленней, чем до этого возраста. За третий год жизни в росте малыш прибавляет 8-10 см, а в весе – до трех килограмм. В этом возрасте конечности растут быстрее, чем голова. Но при всем этом мозг увеличивается в объеме.
Как понять, соответствует ли малыш установленным параметрам? Для этого существует формула – масса тела в кг равна: возраст умножается на 2 и к полученному произведению прибавляется 8. Для роста (см) формула следующая: возраст умножается на 6 и к произведению прибавляется 77. Полученные цифры дают понять, соотносятся ли показатели роста и веса.
Чтобы установить, гармонично ли развивается малыш, его вес рассматривают в соответствии с ростом, а не с возрастом. Норма – значение веса в границах 6-7%, недобор или перебор веса – отклонение цифры от среднего показателя на 7-14%, легкий недобор или перебор – 12-14%, необходимость корректировки питания – 20-25%. Нормой роста считается значение в пределах 3% от установленного показателя. Если отклонение больше, чем на 10%, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Обратите внимание! Более точно узнать о норме или отклонениях от нее можно по специальным центильным таблицам, разработанных ВОЗ.
Таблица роста для мальчика и девочки 2-3 лет
Год+месяц | Мальчик | Девочка | Месяц | ||
Вес (кг) | Рост (см) | Вес (кг) | Рост (см) | ||
2 года ровно | 12.67 | 87.3 | 12.05 | 85.8 | 24 |
2 года, 1 месяц | 12.83 | 88.1 | 12.22 | 86.7 | 25 |
2 года, 2 месяца | 12.95 | 88.9 | 12.38 | 87.5 | 26 |
2 года, 3 месяца | 13.08 | 89.7 | 12.52 | 88.4 | 27 |
2 года, 4 месяца | 13.22 | 90.3 | 12.68 | 89.2 | 28 |
2 года, 5 месяцев | 13.35 | 91.1 | 12.82 | 90 | 29 |
2 года, 6 месяцев | 13.48 | 91.8 | 12.98 | 90.7 | 30 |
2 года, 7 месяцев | 13.62 | 92.6 | 13.11 | 91.4 | 31 |
2 года, 8 месяцев | 13.77 | 93.2 | 13.26 | 92.1 | 32 |
2 года, 9 месяцев | 13.9 | 93.8 | 13.4 | 92.9 | 33 |
2 года, 10 месяцев | 14.03 | 94.4 | 13.57 | 93.6 | 34 |
2 года, 11 месяцев | 14.18 | 95 | 13.71 | 94.2 | 35 |
3 года ровно | 14.3 | 95.7 | 13.85 | 94.8 | 36 |
3 года 6 месяцев | 15.2 | 98.8 | 14.8 | 97.4 | 42 |
4 года | 16.3 | 102.4 | 15.9 | 100.7 | 48 |
Дети растут неодинаково. Это касается не только сравнения с одногодками, но и с самим собой: часто ребенок «скачет» в росте. Обычно это случается в четырехлетнем возрасте и у подростков. Это обычное явление. Давно известно, что девочки в росте идут на год-два быстрее, чем мальчики.
На параметры роста и веса детей влияет несколько параметров. К ним относятся:
Родители способны самостоятельно установить примерный рост и вес ребенка по следующей формуле: сложить рост папы и мамы, разделить на 2 и отнять от суммы 6,5 см – это для девочек. Для мальчиков формула такая: сложить рост папы и мамы, поделить на 2 и прибавить к сумме 6,5 см.
Начиная с двухлетнего возраста, у детей появляется способность распознавания по звуку невидимых ему объектов. Ближе к трехлетнему возрасту ребенок осознанно воспринимает все звуки родного языка. Исключение – различие их по высоте. В этом возрасте важна тренировка слуха: ребенку необходимо давать прослушивать музыку, отыскивать сходства звуков в природе и в городе, озвучивать «низкие» и «высокие» голоса мультяшных персонажей.
Зрение малыша становится схожим со взрослым примерно к трем-четырем годам, цветовое зрение формируется к 4-5 годам. В отличие от слуховых способностей, рост и развитие глаз не заканчивается к двум-трем годам, а длится все детство и юность. До того времени, как ребенок достигнет школьного возраста (7 лет), ему могут диагностировать дальнозоркость. Если она будет слабой степени, это считается естественной возрастной особенностью в пределах нормы. По традиции, это явление проходит до момента достижения 10 лет.
Часты случаи, когда дальнозоркость скрывается за нормальным зрением. Ее в силу своих возможностей регулирует мышечная работа глазного аппарата. Поскольку на глаза каждый день приходится повышенная нагрузка с целью компенсирования нечеткости фокусировки малыш быстро утомляется, раздражается, его мучает головная боль, он плохо себя чувствует. Дальнозоркость удастся выявить лишь специальным обследованием, поэтому посещать окулиста необходимо минимум 1 раз в год.
После регулярных осмотров педиатра в первые 2 года после рождения (до 1 года каждый месяц, далее – раз в 3 месяца) на третий год жизни ребенка необходимо показывать врачу раз в 6 месяцев, а начиная с четырех лет – 1 раз в год.
На каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес малыша, обхват головы и оценивает соответствует ли нервно-психическое развитие ребенка нормам по возрасту. Если необходимо, врач назначит консультацию профильных специалистов. В общепринятое обследование в 2 года входит посещение следующих врачей – педиатра, стоматолога, сдача анализов крови и мочи, кала на яйцеглист. В 3 года, когда малыша оформляют в детский сад, обходят следующих специалистов – педиатра, невролога, хирурга, стоматолога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра, гинеколога (для мальчиков – уролога), сдаются общие анализы мочи и крови, анализ кала на яйцеглист, исследуется уровень сахара в крови.
К двухлетнему возрасту у ребенка обычно уже есть все прививки. Кроме Манту, которую делают каждый год. В 2-3 года иммунитет крохи будет тренироваться из-за новых ситуаций: климат, природа, санитарные условия. Серьезнейшее испытание ожидает малыша в будущем – после достижения трех лет, когда он будет посещать детский сад или детскую студию развития.
У ребенка двух-трех лет закрепляются двигательные навыки, которые «открывались» ему с того момента, как он начал ходить. В этом возрасте он совершенствует навыки управления телом, руками и ногами, развивает гибкость, скорость и четкость совершаемых движений.
У ребенка хорошо оттачены навыки ходьбы, он умеет бегать, прыгать на двух ногах, приседать и сидеть на корточках, кувыркаться, подниматься и ходить на цыпочках, перешагивать через преграды и проползать под ними, уверенно спрыгивать с небольших высот, лазать на шведской стенке, недолго балансировать и прыгать на одной ноге, ходить по наклонным поверхностям, стоя поднимать предметы, подниматься по лестнице, удерживая равновесие. В двухлетнем возрасте малыш сам преодолевает спуски по лестнице и подъемы по ней, а уже к трем годам он умеет танцевать, повторять движения и чувствовать ритм, не держась за перила.
Также кроха умеет ловить мяч двумя руками, попадать в цель (в кольцо и в корзину), перебрасывать его через преграды, бить ногами по мячу, удерживая равновесие. Малыш пытается освоить трехколесный велосипед, самокат, пытается научиться плавать, кататься на коньках и лыжах. Также в этом возрасте он умеет выполнять одновременно несколько действий: петь, хлопать в ладоши, кружиться и пританцовывать.
Ребенок уже хорошо умеет обращаться с маленькими и тоненькими предметами, например, удерживать карандаши, ручки и фломастеры с помощью пяти или четырех пальцев, к трем годам – с помощью трех. Он умеет рисовать ими линии, проводить прямые линии, копировать круг, лепить из пластилина, нанизывать бусинки на ниточку, листать книгу по одной странице, хорошо управлять указательным пальцем обеих рук, пытается освоить ножницы.
Кроха уже умеет собирать пирамидку из восьми колечек с соблюдением размерности, строить башню из восьми кубиков, создавать из них конструкции, соблюдая сюжетность (домик, мост, паровозик). Малыш умеет расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, липучки на одежде, учится шнуровать обувь, менять куклам одежду, осваивать телефон и клавиатуру компьютера, с легкостью пользуется ложкой, вилкой, зубной щеткой и расческой.
У малышей двух-трех лет уже улучшена способность концентрации внимания. В этом возрасте дети:
Игрушки в этом возрасте заменяются реальными предметами, в играх имитирует увиденное и все, что взял из внешнего мира. 3 года – это возраст «почемучки». Малыш задает родителям множество вопросов – так он развивает свои познавательные способности.
Словарный запас двухлетних детей увеличивается до 200-400 слов. Они уже начинают строить предложения, фразы, состоящие из нескольких простых слов. Большую часть слов, которые кроха употребляет, составляют существительные, которые обозначают предметы и близких людей. В лексиконе появляются местоимения «ты», «он», прилагательные, например, «хороший». У малыша много вопросов, которые касаются места действий: «где?», «куда?» и т.д. Кроха также имитирует крики животных и птиц, знакомые ему звуки. Дети понимают команды из нескольких связанных действий: «Возьми карандаши и нарисуй солнышко». Но с артикуляцией еще остаются проблемы – двухлетние малыши выговаривают не все звуки, путают слоги.
К трехлетнему возрасту словарный запас увеличивается до 1200-1300 слов, фразы состоят уже из 4-5 слов, но сложные слова еще сокращаются или заменяются более легкими. Если реальные логопедические проблемы отсутствуют, малыш умеет четко произносить почти все звуки, кроме [р], [л], свистящих и шипящих. Если имеются трудности с этими звуками, то посещать логопеда нужно не раньше 4-5 лет. Кроха понимает команды из 4-5 действий: «Зайди в свою команду, найди плюшевого медведя, принеси его в зал и посади возле себя».
В трехлетнем возрасте у детей лучше развит слух, поэтому они часто пропускают собственные речевые ошибки, но замечают их у других детей. Родители должны учитывать эту особенность, использовать ее при общении с малышом, покольку часто дети копируют речь взрослых.
Ребенок уже знает, как его зовут, свою фамилию, как зовут папу и маму, близких родных и друзей. В речи используются почти все части речи, слова меняются по падежам и числам. Кроха умеет рассказывать сказки, истории из собственной жизни, копирует слова и фразы родителей, учит небольшие стишки и поет песни, по картинке может ответить на вопросы, составить по ней рассказ. Малыш способен закончить предложение, начатое взрослыми, задать вопрос и задуматься над услышанным, умеет ответить на вопросы «почему?», «когда?».
В возрасте трех лет ребенок без проблем использует речь в любой жизненной ситуации: задает вопросы, участвует в беседе, общается с друзьями, с незнакомцами. Любое свое действие он сопровождает речью. В этот период родителям потребуется много терпения – данный «поток» нельзя останавливать, поскольку у ребенка тренируется речевая функция и обогащается словарный запас.
В 2-3 года малыш очень любознательный, ему все интересно, он чувствительный, ему свойственны переживания – он понимает состояние других, сочувствует им, проявляет заботу. С людьми приветлив, доброжелателен, открыт. Ко всем членам семьи ребенок относится неодинаково, привязан к родственникам и друзьям. Малышу хочется быть хорошим, он любит похвалу, испытывает удовольствие, когда его хвалят, расстраивается, когда его забывают похвалить, волнуется, когда ругают, долго обижается. Малыш умеет без истерики попросить о помощи, когда она ему требуется.
К предыдущим эмоциям (гнев, радость, раздражение, удовлетворенность) добавляются новые, кроха испытывает гордость за любое достижение и чувствует вину за проступок. В двухлетнем возрасте в игре присутствуют ролевые элементы, а в трехлетнем – сюжетные: умеет планировать действия («построю дом», «накормлю куклу»), подражает поступкам взрослых (ходит на работу, готовит кушать и пр.), имитирует социальные отношения (обращается с игрушками с лаской, строгостью).
Ребенок копирует поведенческие нормы и правила семьи и переносит их на общение с друзьями: если дома семья решает проблемы мирно, то в играх с детьми кроха будет достигать согласия, что поможет ему быстрее и проще адаптироваться к детскому коллективу и обществу.
По достижении трех лет ребенок умеет общаться с детьми без помощи взрослых: самостоятельно знакомится, предлагает другим детям во что-нибудь поиграть. При этом он знает, что нужно поделиться игрушкой, чтобы дети его приняли, что в случае враждебности получит сдачу. Ребенок учится вести себя правильно в сложной ситуации, в играх инициативен, планирует их, с радостью участвует, фантазирует, придумывает правила игры и меняет их. От игр, особенно подвижных, получает удовольствие. Также малыш демонстрирует познания о половой принадлежности.
К трехлетнему возрасту малыш является уже самодостаточной личностью: он знает, чего хочет, и как нужно этого добиваться. Он отвергает то, что предлагают ему взрослые, возмущается, плачет, ведет себя злобно. Нельзя запрещать ему то, что не несет опасности, нужно позволять ребенку воплощать замыслы без эмоциональных споров. А как еще по-другому сделать малыша самостоятельным?
Если выпадет возможность, малыш пытается самостоятельно себя обслужить:
Чтобы кроха нормально развивался, важно, чтобы родители поддерживали режим дня, позволяющие ему восстанавливать силы после физической или нервно-психической нагрузки. Это очень важно, поскольку организм продолжает усиленно развиваться и испытывает постоянное напряжение. Даже если малыш выглядит бодро и энергично, к вечеру (а иногда и днем) он испытывает перегрузку, поэтому важно контролировать уровень активности в течение дня. Как может выглядеть распорядок дня у двухлетних и трехлетних детей? Примерно так:
Ориентировочный распорядок дня малыша:
Время | Распорядок дня |
7:30 | Подъем |
8:00 | Прием пищи |
10:30 | Прием пищи и прогулка |
13:00 | Прием пищи |
13:30 | Дневной сон |
15:30 | Подъем |
16:00 | Прием пищи |
19:00 | Прием пищи и прогулка |
20:30 | Ночной сон |
«Кризис трехлетнего возраста» - наименование условное, длится он год. Большинство малышей, начиная с 2,5 лет, демонстрируют независимость, настаивают на своем, доказывают собственную правоту. У некоторых детей это проявляется позже.
В этот период кроха не перестает удивлять: он становится упрямым, строптивым и непокорным, родителям во всем перечит, отказывается выполнять то, что скажут ему мама с папой. Такое противодействие не направлено конкретно против родителей – кроха борется с окружающим миром в целом, срывается на тех, кто станет у него на пути. Это показатель нормального развития и выступает признаком того, что психоэмоционально он развивается нормально.
Рекомендации родителям:
Важно помнить, что кризис независимости – это демонстрация обычного стремления отделиться от мамы с папой. Для этого возраста это привычное явление. Это необходимо для того, чтобы кроха психологически созревал, как независимая личность. Если родители будут делать все правильно, малыш научится верно высказывать свои пожелания и настаивать на них культурными способами.
Сообщения не найдены
Написать отзыв