Что делать если ребенок 6 лет не хочет заниматься подготовкой к школе?

Март 4, 2021
Что делать если ребенок не хочет готовиться к школе

Ребенку исполнилось шесть лет, и первого сентября он пойдет в школу. Времени осталось мало, а выучить нужно так много! Основы чтения и устный счет, физическая подготовка и первые навыки самостоятельно жизни… Вот только ребенок не хочет учиться! Он избегает занятий, постоянно отвлекается и часто плачет.

Что же делать родителям в такой ситуации? Давайте разберемся.

Почему ребенок не хочет заниматься

Психологи называют три основные проблемы:

1. Ребенок психологически не готов к школьным нагрузкам.

Он просто не дорос. Немного подождите, а потом попытайтесь еще раз. Не давите и не принуждайте, пользы от этого все равно не будет. А вред вы получите ощутимый: ребенок надолго возненавидит книжки, тетрадки и счетные палочки. Все атрибуты школы будут ассоциироваться у него со скукой и принуждением.

2. Вы неправильно подобрали форму занятий.

6-летний ребенок просто не умеет учиться в том же режиме, что и взрослые. Он не сможет выслушивать длинные объяснения, а потом настойчиво отрабатывать практику. Проводите домашние «уроки» в игровой форме, делая акцент на занятиях, которые ребенку интересны.

3. У ребенка психологическая травма.

Поначалу малыш охотно выполнял задания, но через несколько уроков потерял интерес. Он не отказывается заниматься, капризничает и злится. Знакомая картина? Значит, вы случайно напугали или обидели ребенка. Малыш не уверен в себе, он не справляется и очень боится ошибок.

Что делать, если вы уже ошиблись

Для начала определите, в чем заключается проблема. Поговорите с ребенком, расспросите его: что ему нравится в занятиях, что нет. Понаблюдайте за малышом и определите, в какие моменты у него портится настроение. Через несколько дней вы поймете, что именно огорчает ребенка.

Внесите в занятия первые изменения и посмотрите на результат. Стало лучше или хуже? Если ребенок повеселел, отлично! Вы двигаетесь в правильном направлении. Ситуация осталась без изменения? Тогда стоп и полный назад. Нужно подбирать другую стратегию.

Постоянно разговаривайте с ребенком. Спрашивайте его мнение, подбадривайте и хвалите. Покажите малышу, что он может поделиться с вами своими переживаниями. Вы не будете ругать, а поддержите и поможете.

Занимаемся с ребенком правильно

Соблюдайте 10 простых правил, и ваш ребенок полюбит занятия.

1. Сделайте учебу ритуалом

Люди – рабы привычек. Мы каждый день выполняем одни и те же действия: утром пьем кофе, чистим зубы на ночь, кладем ключи в правый карман, а не в левый. Измените хоть один привычный ритуал, и вы почувствуете дискомфорт.

Используйте эту особенность человеческой психики. Проводите занятия в одно и то же время каждый день, и скоро они превратятся в привычку.

2. Правильно выбирайте время занятий

Человеком управляют циркадные ритмы – так называют биологические часы организма. Периоды активности и апатии сменяют друг друга, но есть проблема: эти колебания сугубо индивидуальны. Один человек активен с утра, а в полдень уже зевает. Другой утром никак не проснется, а во второй половине дня готов и горы свернуть. Понаблюдайте за ребенком, выясните, когда он больше всего расположен к занятиям. Вам нужна не самая активная фаза и не упадок сил. Ловите момент, когда малыш достаточно бодрый, но не испытывает потребности в активных играх. Для урока это идеальное время.

3. Соблюдайте правильную последовательность занятий

Начинайте с очень простых заданий. Ребенок должен почувствовать, что у него все получается. Когда малыш активно включится в процесс, начинайте усложнять задания. А в конце опять дайте простое задание – такое, с которым ребенок гарантированно справится. Похвалите его – и к следующему уроку малыш сам захочет повторить успех.

4. Не наказывайте за ошибки.

Даже не ругайте. Выволочка за неудачу – это серьезное испытание даже для взрослой психики, а 6-летний малыш так расстроится, что вообще не захочет заниматься. Используйте метод положительного подкрепления. Когда ребенок делает все правильно, искренне хватите его, иногда можно даже наградить – к примеру, шоколадной «медалью» или самодельной грамотой с яркими картинками. Ошибки не игнорируйте, но и внимание на них тоже не заостряйте. Поправьте ребенка, покажите как правильно и подбодрите. Объясните, что ошибки – это естественная часть обучения.

5. Проводите мини-уроки в неожиданных ситуациях.

Вы гуляете по улице? Объясните, почему деревья летом зеленые, а осенью – желтые. Возитесь на кухне? Расскажите, что такое пар и почему появляется конденсат. Ребенок не воспринимает такие объяснения как скучные уроки – но отлично запоминает интересную информацию. К тому же он тренирует память и учится концентрироваться на новых фактах.

6. Занятия должны быть увлекательными

Ваш ребенок обожает конструкторы? Для обучения основам арифметики используйте кубики лего. Любит рисовать? Пусть использует в прописи вместо ручки цветные карандаши. Нравится возиться с мягкими игрушками? Соберите их в комнате, рассадите рядом с малышом – теперь у вас есть целый «класс», а ваш ребенок – самый талантливый ученик. Пусть помогает плюшевым «одноклассникам» с уроками.

Фантазируйте, экспериментируйте и не давайте ребенку скучать.

7. Выбирайте интересные учебные материалы

Зайдите с ребенком в магазин канцтоваров. Пусть он сам выберет тетради, ручки и карандаши – такие, какие захочет. Наверняка это будет не самый лучший выбор, зато малыш получит вещи, которые ему действительно нравятся. Со временем вы дополните учебные пособия действительно полезными материалами. Только вводите их постепенно и не забирайте у ребенка любимую ручку с Пикачу и раскраску с «Трансформерами».

8. Убеждайте собственным примером

Поэтому возьмите за правило хотя бы 20 минут в день читать. Поставьте на телефон программу по изучению иностранного языка, начните делать зарядку, смотрите образовательные видео на YouTube. Ребенок должен видеть, что мама и папа тоже учатся. Только тогда он поверит, что это не тягостная обязанность, а полезное и увлекательное занятие.

9. Обеспечьте малышу психологический комфорт

Ребенок должен знать, что любят его не за успехи на уроках, а просто так – потому что единственный и незаменимый.

10. Не бойтесь обращаться за помощью

Если возникли затруднения, которые вы не можете разрешить, не пугайтесь и не стыдитесь. Даже самые лучшие родители попадают в «педагогические ловушки». Просто обратитесь к специалисту. Детский психолог побеседует с вами и с малышом и подскажет, как выйти из сложной ситуации.

Если в городе нет хорошего психолога, посоветуйтесь с учителем начальных классов или воспитателем в детском саду. У этих людей огромный педагогический опыт, и они не откажут в помощи.

И напоследок – очень важный совет. Не слушайте доброжелателей, которые рассказывают вам, каким должен быть ваш ребенок. Не позволяйте им оценивать своего малыша. Помните, что ваш ребенок – самый лучший на планете. Любите его, помогайте, и все у вас получится.

Комментарии

Наверно, и не нужна такая подготовка, если не могут найти подход. Выход один - другие курсы с более опытным преподавателем. Или индивидуальные занятия.

Александра, прежде всего, поговорите с ребенком. Например, спросите:
- Как прошло занятие?
- Какие вопросы задает учитель и как ребята отвечают?
- Спрашивали ли его сегодня? Что он ответил?
По разговору, скорее всего, вы уже почувствуете, как складываются отношения между ребенком и учителем.
Похоже, что преподавателю почем-то не понравился ваш малыш. Раз он в такой ультимативной форме сообщает вам. Дети все разные, особенно в дошкольном возрасте, непривычная обстановка, новые дети и учитель - все это может пугать малыша. Опытный педагог аккуратно находит подход к разным детям, наблюдает на протяжении определенного периода времени, может даже открыто поговорить с родителями и малышом с целью разрешения ситуации. Но ставить ультиматум по прошествии неполного месяца после начала года...
Напрашиваются вопросы к самому педагогу.
Если есть такая возможность - попробуйте присмотреться к другим учителям!

БольшеМеньше

Ребёнок уже много знает, читает, счёт, но на занятиях по подготовке к школе ничего не хочет делать. Не усидчив. Говорит всё неправильно, как бы назло учителю. Учительница сказала, что если так дальше будет, то нас могут попросить уйти с подготовки. Как быть в такой ситуации?

Написать отзыв