Важные аспекты в правилах дорожного движения, на что необходимо обратить внимание родителей.
Вопрос посвященный правилам дорожного движения сегодня актуален как никогда и стоит на повестке дня среди многих родителей, воспитателей и наставников.
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения необходимо с раннего дошкольного возраста. Грамотное изложение материала, доступное для детского восприятия с элементами игры, беседы помогут усвоить необходимые знания и научат ориентироваться на улицах большого города.
Условия жизни в современном городе стремительны, что требует от работающей части населения мобильности и оперативного перемещения из одного конца города в другой. Общественный транспорт, автомобили, мотоциклы, самокаты заполнили улицы городов миллионников, создавая аварийные ситуации на дорогах и превращая перемещение пешеходов в несносное испытание.
Согласно статистическим данным, ежемесячно около тысячи детей становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий, из которых половина из них – пешеходы, остальная часть – пассажиры автотранспорта. Большая часть аварий фиксируется в вечернее время с детьми младшей школы, и это не удивительно, ведь в первую половину дня дошкольники передвигаются в сопровождении взрослых, а старшие школьники, ввиду осведомленности и своевременной просветительской работой страдают от ДТП реже. Становится очевидным, что погибает каждый седьмой ребенок, а тяжелые травмы принимает каждый третий.
ПДД для детей – это общий комплекс правил, разъясняющий как избежать опасностей в мегаполисе. Теоретические знания, подкрепленные практической частью, научат основным правилам, как сохранить здоровье и уберечься от несчастного случая. Придет время, когда школьнику придется отправиться в первый взрослый путь - в школу, секцию, и к этому времени правила дорожного движения должны быть отрефлексированы по максимуму.
На первый взгляд может показаться, что правила дорожного движения сложны для восприятия дошкольников, однако, это мнение ошибочно. В раннем детстве активно познается окружающий мир, дети знакомятся с предметами, их свойствами и при помощи взрослых осваивают способы действий с ними. Информация и элементы поведения, заложенные взрослыми и обществом легко запоминаются, и находят свое отражение. Поэтому обучать ПДД необходимо именно с раннего возраста, когда зарождается базовая потребность в получении информации.
Как только малыш освоил ходьбу, родителям необходимо ввести привычку проговаривать свои действия вслух, находясь на прогулке, или следуя в магазин. К примеру, вы стоите на светофоре, перед проезжей частью, комментируйте вслух: «Сейчас на светофоре горит красный свет, как только загорится зеленый, можно будет переходить дорогу». У ребенка в памяти отложиться информация, что на красный свет нельзя переходить дорогу, что для пешеходов загорается зеленый.
С кризисом 3-х лет родителям необходимо быть предельно внимательными, ведь именно в этом возрасте проявляется осознание своих действий, выдвигаются первые требования «я сам», он отделяет себя от окружающих и стремится быть похожим на взрослых. Границы доступного и недозволенного не до конца осознаются, и, безусловно, возникнет желание их нарушить. Здесь следует снова обратить внимание ребенка на правила дорожного движения и поведение на дорогах.
Просветительскую работу необходимо начинать с 2-3 лет, а закреплять полученные знания к 4-5 годам.
Для дошкольника ведущей деятельностью продолжает оставаться игра, через которую он познает мир, учится общению друг с другом, в игре формируется деятельность и самоконтроль. Поэтому игровая форма, с использованием наглядных пособий, дидактических материалов станет актуальной для заучивания необходимых ПДД,
С самых малых лет необходимо называть вещи своими именами, не усердствовать ласкательно-уменьшительными формами. Тротуар, дорога, пешеход, автомобиль, зеленый сигнал светофора – этими понятиями должен овладеть 2-х летний малыш. Даже если он еще не говорит, в его памяти все равно фиксируются значимая информация.
Главные правила:
Для более глубокого понимания картины дорожного движения можно ознакомить ребенка с дорожными знаками.
Даже если ваше чадо знает правила дорожного движения и всегда помнит о безопасности, это не гарантирует полную защищённость, правонарушители были во все времена. От опасностей никто не застрахован.
Заблаговременно обсудите с ребенком важные правила и как действовать в том или ином случае.
В качестве примера попробуем разобрать следующие ситуации:
Как вести себя в данном случае? В целях безопасности прежде, чем совершить движения необходимо осмотреть всю полосу. Если что-то мешает обзору, осторожно выгляните, и, если впереди движется авто, дайте возможность водителю проехать, не спешите переходить пешеход.
Захватывает страх и одолевает паника, когда машины едут в обе полосы, а ты находишься в центре движения. Ни в коем случае не нужно паниковать и пытаться пробираться через машины. Нужно находиться на месте до тех пор, пока снова не загорится зеленый сигнал, потом можно снова продолжить движение.
Не перебегайте дорогу, из-за приближающейся машины может показаться другой автомобиль на большой скорости.
Как вести себя в ситуации, когда внезапно во дворе из-за поворота появился автомобиль? Здесь нужно дать понять ребенку, что аварийные ситуации могут случиться не только на городских магистралях, но и рядом с домом. Вблизи дороги нельзя играть и запрещается выбегать на проезжую часть.
Ситуация, когда загорелся зеленый сигнал, ребенок начал переходить дорогу, а из-за поворота выезжает автомобиль. Как себя вести? Помним о правилах безопасного перемещения, прежде чем идти, смотрим по сторонам, сконцентрировав внимание на движении.
Если вы увидите интерес со стороны ребенка, сможете продолжить беседу на второстепенные темы, тем самым расширив его кругозор. Интересными окажутся вопросы о том, как перевозить животных в автотранспорте, о видах и характеристиках детских автомобильных кресел, об устройстве автомобиля и марках служебных авто. Если заметите неподдельный интерес со стороны юного слушателя, можно считать, что и смежные темы усвоены на «отлично».
Если родители следуют правилам, соблюдают их, внимательны на дорогах, если внутри семьи и в детском саду обсуждаются вопросы безопасности на дорогах, то малыш спокойно и без усилий сможет выработать способность сосредотачиваться и быть внимательным.
Для успешного закрепления знаний можно вместе с ребенком почитать книги Усачёва «Про правила дорожного движения», поэзию Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть», уместными окажутся загадки, дидактические пособия с наглядными примерами. Современная школа для закрепления материала использует презентации и обучающие мультфильмы, в которых рассказывается о главных ПДД и о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.
Мультфильмы с участием любимых героев помогут донести основополагающие мысли. К просмотру рекомендуемы: «Уроки тетушки совы», из современных – «Робокар Полли и его компания», «Смешарики о безопасности».
Основная цель игры – на примерах донести ребенку информацию, доступную для детского восприятия, помочь усвоить знания и научиться оперировать ими на практике.
Для наглядности понадобятся машинки, миниатюрные фигурки человечков, солдатики, животные. Для игры лучше выбрать песочницу. Родителям либо воспитателям необходимо изготовить из картона дорожные знаки, установить их можно при помощи зубочисток. Из песка следует соорудить транспортный узел, дорогу и городские построения. Между участниками распределяются роли: кто-то будет водителем, кто-то пешеходом, далее можно ролями поменяться. Пешеходы должны добраться к своей цели – в магазин, на работу, к общественному транспорту (трамваю, автобусу), в школу, в садик. Водители маневрируют по улицам города, создавая опасные ситуации, соблюдая ПДД. Родители следят за ходом игры, комментируют правила и дают оценку в случае ошибочных действий.
В эту игру можно играть как на детской площадке, так и дома. На асфальте мелками рисуется пешеходный переход, а за ним – магазин, где продаются детские игрушки, в варианте с улицей это может быть лавочка. Если это игра дома, пешеход можно соорудить из листов бумаги, приклеенных на скотч, а вместо магазина будет диван или кресло. Взрослый выступает в роли экзаменатора, задавая ребенку-водителю вопросы по ПДД, к примеру: что такое «зебра», когда можно совершать движение, какие знаки ты знаешь и что они обозначают? Если ребенок ответил правильно, ему выдается машинка, которой нужно проехаться к магазину игрушек. Далее ребенок берет на себя роль пешехода, которому нужно дойти до магазина игрушек по правилам. Родитель выполняет роль продавца магазина, и за верный ответ продает игрушку.
Необходимо вырезать из плотного цветного картона круги: красный, зеленый, желтый. Взрослый демонстрирует круги, с каждым действием ускоряясь. Исполнитель (ребенок) в соответствии с выбранным цветом должен выполнить действие – стоять, замерев в ожидании, приготовится, либо идти.
Игра актуальна для больших коллективов - детского сада, кружков, дня рождения, где участников более 5 человек.
На небольших листочках рисуются знаки и прикрепляются на спины детей. Свой знак участники не знают. По звуковому сигналу они перемещаются по залу, рассматривая изображения друг у друга. По команде стоп нужно остановиться. На листе бумаги фломастерами или ручкой нужно нарисовать дорожные знаки., которые запомнились. В игре побеждает тот, кто больше нарисовал дорожных знаков и верно смог их объяснить. В качестве презента выдаётся небольшой сувенир.
Эта игра в паре. Юному участнику на спину и грудь клеится изображение машинки, второй участник – пешеход. Родителю отведена роль регулировщика движения с воздушными шарами красного, желтого и зеленого цвета. Цель игры: на автомобиле по правилам необходимо доехать к пункту назначения, а пешеходу - добраться к своей цели, не забывая о правилах.
Сообщения не найдены
Написать отзыв