Причин учить детей программировать сейчас больше, чем когда-либо. Это и будущие карьерные перспективы, и развитие технических и социальных навыков, и влияние на успеваемость в школе. С возможностями и формами изучения также нет проблем: программирование для детей онлайн, в группах очно и так далее.
Но какая мотивация у детей заниматься IT? Как можно заинтересовать ребенка программированием и увлечь его миром информационных технологий? Об этом нам рассказал руководитель школы программирования для детей Pixel Вадим Бордик.
Он считает, что самое главное — начинающему инженеру должно быть интересно. К сожалению, у кодинга до сих пор репутация элитарного занятия для специфических личностей — эдаких гиков не от мира сего. Это иногда отпугивает и детей, и взрослых.
Между тем, код — сплав творчества, математики и науки. Это важное и нужное занятие на стыке многих дисциплин, очень демократичное по своей природе.
Если говорить совсем просто, то программирование — это искусство создавать вещи: боты, сайты, мобильные приложения и многое другое. Здорово, что есть целый ряд подходов, с помощью которых можно заинтересовать этим ребенка.
Игры — прекрасный способ сделать увлекательным процесс программирования и вовлечь в него детскую аудиторию. С точки зрения подготовки к школе, изучение кода на примере создания игр отлично укладывается в образовательную методологию STEM (science, technology, engineering, math).
Она стала очень востребованной в последнее время в США и ряде европейских стран. Ее суть — глубокая интеграция теории и практики. Согласно STEM, математику дети учат на примере интересных инженерных задач. Для российских школьников программирование может сыграть такую дополняющую и оживляющую роль по отношению к сухой теории школьной математики.
Взаимодействуя со специальными приложениями и сервисами, которые геймифицируют учебный процесс, дети легко и не уставая усваивают важнейшие концепты программирования. Учатся, играя. Исследования показали, что подходы к обучению детей, основанные на играх, являются наиболее эффективными. Почему же не использовать геймдизайн для того, чтобы удержать детский интерес? На преподавание на основе игр в последнее время перешли большинство компьютерных школ для детей.
Например, существуют курсы по изучению языка Python в Minecraft или освоению программирования с помощью Roblox. (Посмотреть такие уроки бесплатно можно здесь)
Первоначально для детей программирование — пугающий новый мир. Покажите детям, как программирование используется в играх, на сайтах, в приложениях, которые им нравятся. Так они смогут увидеть, как то, чему их учат, влияет на жизнь. Если демонстрации будут достаточно убедительными, то дети найдут программирование полезным навыком и интересным занятием.
Стоит добавить, что, согласно проведенным недавно исследованиям, освоение кода стимулирует целый ряд базовых навыков у детей, которые их готовят к взрослой жизни. Программирование развивает координацию между зрением и работой рук, потребность и привычку к творчеству, навыки решения проблем. Со всем этим IT-инженер постоянно сталкивается в работе, и такие навыки полезны любому человеку в обычной жизни.
Так почему бы не использовать детское пристрастие к видеоиграм в качестве движущей силы, которая превратит ребенка в творческую личность, способную реализовать себя.
Стоит продемонстрировать детям не связанные с играми примеры. Покажите, как с использованием программирования из ничего создаются и регулируются сайты, роботы, «умные» устройства. Сегодня ребенок взаимодействует с такими вещами каждый день. Увидев, на что программирование способно, он быстрее поймет, насколько это занятие полезно и интересно. Исследования показали, что демонстрация детям примеров из реальной жизни мотивирует их к обучению, независимо от того, о каком курсе идет речь.
В изучении программирования ребенку нужна цель, которой он действительно захочет добиться с помощью кода. Только тогда изучение программирования будет эффективным. Если юный программист не знает, что он хотел бы создать, вы можете подать идею. Вот возможные варианты:
Дать цель и идеи интересных проектов также могут онлайн-школы для детей.
Например:
Не уверены в том, что вашему ребенку подойдут курсы по кодингу? Вам стоит знать, что можно начать изучение с бесплатных видео по программированию для детей. Попробуйте пройти с начинающим айтишником несколько обучающих видео в интернете и посмотрите на реакцию.
Познакомьте детей с блочным, безтекстовым программированием, как в средах наподобие Scratch и Scratch JR. Есть другие подобные приложения: Daisy the Dinosaur на iPad, Hopscotch, Snap. Применение подобных сред, специально ориентированных на обучение программированию детей, делает изучение кода для них более доступным. Кроме самостоятельного изучения, есть еще вариант воспользоваться услугами детских школ программирования.
Если ребенок не пишет строки кода в текстовом редакторе, а на панели управления формирует алгоритм из блоков разного цвета и назначения, то он сосредотачивается на изучении ключевых концепций программирования. Не теряет при этом интерес и силы, путаясь в хитросплетениях текстового синтаксиса, которые и взрослых могут приводить в отчаянье.
Путь к настоящему программированию через блочное избавляет учащегося от многих страхов, которые испытывает человек, взявшийся за освоение своего первого языка программирования. Исследования на эту тему показывают, что среды вроде Scratch способствуют тому, что дети больше времени проводят за кодом, а обучение программированию детской аудитории становится более естественным. Школьники и ребята помладше не застревают на инструкциях, а экспериментируют!
Сотрудничество и взаимодействие — важнейшие навыки, которые могут освоить дети, попав в мир программирования. Необходимость договариваться и общаться, коллективными усилиями добиваясь решения общей задачи, «прокачает» их социальные навыки. Как свидетельствует исследование, обучение в группе улучшает мыслительные способности учащихся, повышает их самооценку. Можно попробовать посетить с ребенком хакатон или выставку в сфере программирования.
«Что будет, если я сделаю это?», — вот главный интерес в программировании. Сосредотачиваться нужно на интересе ребенка, а не на правилах, стандартах и теории. Даже не столь важно, какой язык программирования детям преподается в данном случае.
Шанс создать что-то свое с помощью полученных теоретических знаний захватывает ребенка, учит творчеству и заставляет применить навыки для решения проблем. Тут важно сделать так, чтобы ребенок мог поделиться созданным с друзьями и родственниками. Это еще один мощный рычаг мотивации. Возможность видеть реакцию на свой проект воспитывает социальные навыки и навыки самопрезентации.
Есть исследования, согласно которым дети, которые обучаются на самостоятельных проектах, например, пишут собственную программу, действуя по индивидуальному плану, чаще усваивают привычки, приводящие к успеху в любом деле. Среди таких привычек можно отметить: самообучение в течение всей жизни, навыки управления информацией.
Ребенку-читателю стоит позволить сделать веб-сайт, чтобы публиковать обзоры на книги. Ребенок-спортсмен предпочтет создать ресурс, показывающий актуальную статистику любимого игрока или команды. Сегодня программирование — это просто новый способ реализации идей для всех. Найдите учебные инструменты, которые дадут детям большое пространство для экспериментаторства без продолжительного «зависания» в инструкциях. Хороший вариант — предложить ребенку робототехнику или программирование умного дома. Здесь тоже нужно написать программу, но есть физическое измерение ее работы, связанное с тем, что какой-то реальный предмет должен начать себя вести иначе, подчиняясь вашему алгоритму. Если у ребенка возникнут затруднения, то на ютуб-каналах для детей по программированию и робототехнике сегодня можно найти ответ почти на любой вопрос.
Сторителлинг — еще один способ сделать программирование более интересным для детской аудитории. Что же в данном случае означает сторителлинг? Это возможность реализовать какой-либо проект, используя определенный сюжет, историю, сказку.
Можно не просто обучать детей приемам работы со Scratch, а просить их делать собственные интерактивные истории или анимации. В процесс это привнесет здоровый развлекательный момент. В идее сторителлинга для образования много психологических и образовательных преимуществ. Научное исследование доказывает, что сторителлинг помогает развивать у детей воображение, так как нужно визуализировать произнесенные слова. Такая деятельность расширяет словарный запас, способствует навыкам коммуникации. О потенциале сторителлинга уже знают в большинстве онлайн и оффлайн школ. Активно используют на уроках программирования для детей.
Интересные задания и конкурсы могут сделать программирование более интересным и увлекательным. Если попросить группу создать интерактивную историю или предложить за отведенный промежуток времени сделать простую игру, то это поможет сохранить внимание ребят. Они постараются «выдать» максимум, сделать все, что могут.
Очень хорошо мотивируют призы. Кстати, исследования показали, что социальная мотивация, связанная с соревнованием (с ребятами того же возраста и тех же навыков) дает хорошие результаты с точки зрения обучения. Ситуацию соревнования сравнивали с теми случаями, когда дети и подростки работали самостоятельно.
Впрочем, в обучении детей программированию важно не переборщить со стрессом и трудностями, ведь дети могут разочароваться и потерять интерес. Помогите как можно чаще ощущать «ситуацию успеха». Тогда мотивацию удастся сохранить. Если ваш ребенок застрял на задаче и переживает, постарайтесь навести на решение, не лишая эйфории достижения цели, спросите:
С помощью кода дети могут создавать собственные образы и истории. Таким образом, занимаясь программированием, ребенок раскрывает творческую часть своей личности, одновременно усваивая концепции программирования. Если мы покажем детям, что код это не просто средство решить скучное учебное задание, а способ создания настоящих программ, с которыми ребенок меняет мир вокруг себя. Воспринимая программирование как средство самовыражения, дети будут возвращаться к коду снова и снова, по собственному желанию. Разумеется, есть научные наработки, подтверждающие роль творчества в эффективном обучении. Эксперты считают, что возможность к самовыражению повышает самооценку ребенка и в целом позволяет ему чувствовать себя счастливее.
Дать возможность ребенку самому выбирать, что делать с кодом, значит индивидуально мотивировать каждого учащегося в группе. Любому человеку свойственно заниматься более упорно тем, что связано с его интересами и склонностями. Люди не устают от такой работы. Учащиеся видят, что навыки, которые они приобретают и то, что приходится учить, приближает их к тому, что они любят и открывает им в этом новые перспективы.
У них формируется отношение к программированию, как к «личному делу», а не просто материалу, который излагает очередной учитель. Растет самостоятельность ребенка. На этот счет также есть выводы экспертных групп. Ученые доказали, что самостоятельность учащихся в обучении при правильном подходе повышает их мотивацию и стимулирует к достижению максимального результата. Вдохновляйте детей примерами харизматичных программистов, о которых не так уж хорошо известно. Например, прочитайте сами о Линусе Торвальдсе, создателе Linux.
Он учился в Стэнфордском университете, но оставил обучение, чтобы работать с друзьями-программистами над любимым проектом. Еще один хороший пример — Билл Гейтс. Расскажите ребенку, как известному айтишнику пришла в голову идея Microsoft. Не менее харизматичен, чем политики и спортсмены, Илон Маск, занимающийся амбициозными инженерными проектами и возглавляющий Twitter.
***
Программирование становится все более важным навыком для общества в целом, не только для программистов. Если ребенку удается с помощью кода менять мир вокруг себя, то изучать программирование он будет с удовольствием и успешно получит этот полезный навык. Программирование можно изучать самостоятельно, по бесплатным видео, в изобилии представленным в интернете, на специальных курсах программирования для детей и подростков, где школьники и дети помладше разрабатывают собственные игры! Доступны занятия по интернету и оффлайн, в группах и индивидуально.
Сообщения не найдены
Написать отзыв